Международный аэропорт имени Джона Кеннеди

Международный аэропорт им. Джона Кеннеди

Схема аэропорта
Страна:
Регион:
США
Нью-Йорк
Тип: гражданский
Код ИКАО:
Код ИАТА:
KJFK
JFK
Высота:
Координаты:
+4 м
40°38′ с. ш. 73°46′ з. д. (G)
Пассажирооборот (год):
Грузооборот (год):
Численность персонала:
Местное время: UTC -5
Время работы: круглосуточно
Сайт: {{{site}}}
Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры Покрытие
04L/22R 3 460 м асфальт/бетон
{{{4}}}
04R/22L 2 560 м асфальт
{{{4}}}
13L/31R 3 048 м асфальт
{{{4}}}
13R/31L 4 442 м асфальт/бетон
{{{4}}}
Список аэропортов Википедии

Междунаро́дный а́эропорт им. Джо́на Ке́ннеди (англ. John F. Kennedy International Airport) — крупнейший международный аэропорт в США, расположен в районе Квинс в юго-восточной части части города Нью-Йорка.

Аэропорт занимает ведущие позиции по пассажирскому и грузовому потоку из-за рубежа на территорию Соединённых Штатов [1]. Аэропорт также используется для внутреннего сообщения компаниями JetBlue Airways, Delta Air Lines и American Airlines.

Аэропорт находится в подчинении Управления Транспорта Нью-Йорка и Нью-Джерси (англ. Port Authority of New York and New Jersey), которое также руководит деятельностью ещё трёх крупных аэропортов США: аэропорта Ла-Гуардиа (LGA), аэропорта Ньюарк (EWR) и аэропорта Тетерборо (TEB).

Содержание

Статистика аэропорта

Хотя аэропорт известен как главные международные ворота в США и Нью-Йорк, он также обслуживает внутренние рейсы по стране, главным образом, на западное побережье. В 2005 году услугами аэропорта воспользовались 41 млн пассажиров, а в совокупности с аэропортами Ньюарк (33 млн) и Ла-Гуардиа (26 млн) воздушными воротами Нью-Йорка воспользовались порядка 100 млн человек, что сделало Нью-Йорк самым активно посещаемым городом США[2].

Международное сообщение аэропорта им. Джона Кеннеди составляет 17 % всех международных перевозок США (данные 2004 года), крупнейший показатель по стране. В 2000 году аэропорт обслуживал примерно 50,000 пассажиров, прибывающих или убывающих за границу, в день. Сообщением Нью-Йорк, Кеннеди — Лондон, Хитроу в 2000 году воспользовались 2.9 млн пассажиров[3]. Другими крупнейшими маршрутами аэропорта являются рейсы в Париж, Франкфурт и Токио. Почти 100 авиакомпаний из 50 стран мира (в том числе и из России) используют аэропорт для регулярных рейсов.

Опрос, произведённыё в 2006 году агенством J.D.Power and Associates совместно с журналом Aviation Week, показал, что аэропорт им. Джона Кеннеди находится на втором месте по уровню обслуживания среди крупных аэропортов США вслед за аэропортом МакКаран (англ. McCarran International Airport) в Лас — Вегасе[4]. В настоящий момент в аэропорту происходит реконструкция, стоимость которой оценивается в 10.3 млрд $, что делает её крупнейшим проектом по реконструкции аэропортов в мире. Недавно аэропорт вновь открыл терминалы №№ 1, 4 и 7. Строительство началось на терминале № 5. Терминалы №№ 8 и 9 проходят реконструкцию по объединению. Терминалы №№ 8, 2 и 3 планируется переделать либо удалить.

История

Аэропорт начал свою деятельность в 1947 году по контракту с Управлением Транспорта Нью-Йорка и Нью-Джерси. На строительство было потрачено порядка 60 млн $. В настоящее время по приблизительным подсчётам аэропорт приносит 6.6 млрд $ ежегодно и даёт работу 207,000 человек.

Строительство аэропорта началось в 1942 году со скромными амбициями. Под будущий аэропорт было выдедено 4 км² земли поля для гольфа Идлуалд (англ. Idlewild). Имя этого поля и дало аэропорту его первоначальное имя — Аэропорт Идлуалд.

Первый коммерческий рейс из аэропорта был совершён 1 июля 1948 года, а уже 31 июля того же года он был представлен как «Нью-Йорский международный аэропорт», хотя имя Идлуалд оставалось в обиходе.

Аэропорт рос по мере развития авиации. Статус Нью-Йорка как международного центра бизнеса и коммерции требовал больших возможностей. Было дополнительно выделено 16 км² земли и построено ещё 8 терминалов аэропорта. Спустя годы известнейшие авиакомпании сделали аэропорт своим центральным пунктом дислокации. Среди таких компаний были Pan Am, TWA, Eastern, National, Tower Air, и Flying Tiger Line.

Первоначальный временный терминал оставался единственным до 1957 года, когда открылось здание прибытия международных рейсов. Ещё 8 терминалов были построены в промежутке между 1958 и 1971 годами, каждый их которых разрабатывался своей авиакомпанией.

Терминал Пан Ам Уорлдпорт (англ. Pan Am Worldport), ныне терминал № 3, был открыт в 1962 году. Его особенностью была большая эллиптическая крыша, удерживаемая 32 столбами по периметру и системой кабелей. Крыша выходила за пределы здания и закрывала также место посадки. Ещё одной особенностью были движущиеся мостики, доставлявшие пассажиров прямо к самолёту.

Терминал TWA Флайт Центр (англ. TWA Flight Center), ныне терминал № 5, также был открыт в 1962 году. Сконструированный финско-американским архитектором Ееро Саариненом (англ. Eero Saarinen), он представлял собой абстрактный символ полёта. Это здание считалось одним из наиболее оригинальных зданий аэропортов в мире. С упадком авиаперевозчика TWA оно, к сожалению, больше не используется. После окончания реконструкции терминала основное здание станет частью компании JetBlue Airways.

Аэропорт получил свое настоящее имя в 1963 году, спустя месяц после убийства президента Дж. Ф. Кеннеди. Он получил новый код JFK, и с тех пор стал широко известен под этой аббревиатурой.

С увеличением пассажиропотока терминалы №№ 3 и 5 были переоборудованы для приёма новых самолётов Боинг 747. Сверхзвуковой самолёт Конкорд (фр. Concorde) под управлением компаний Air France и British Airways регулярно пользовался аэропортом с 1977 по 2003 годы, пока не был списан обоими перевозчиками.

В 1998 году аэропорт начал строительство скоростной железной дороги AirTrain. Законченная в 2003 году, дорога связала аэропорт со станциями метро и пригородной железной дороги.

В 2001 году закончилась реконструкция терминала № 4, на других терминалах работа либо уже закончена, либо ещё продолжается.

После атак 11 сентября 2001 года аэропорт им. Джона Кеннеди стал первым аэропортом в США, временно приостановившем свою работу.

Наземный транспорт

Железнодорожное сообщение

Аэропорт связан со станциями метро и пригородной железной дорогой недавно созданной скоростной железной дорогой AirTrain. AirTrain останавливается на всех терминалах, стоянках автомобилей и двух станциях метро. В пределах аэропорта сообщение бесплатное, для проезда до станций метро взымается плата 5 $. С помощью AirTrain и затем пригородной железной дороги Лонг Айленд (Long Island Rail Road) со станции Джамейка (Jamaica Station) в центральную часть Манхеттена можно доехать за 45 минут.

Автобус

Несколько автобусных маршрутов могут доставить вас к станции метро или пригородной железной дороге Лонг Айленд. Стоимость автобуса 2 $, плата при пересадке в метро не взимается. Автобусы оборудованы специальным подъёмником для инвалидов.

Такси

Нью-Йорские жёлтые такси предлагают сервис по доставке в любую точку Манхеттена по твёрдой ставке 45 $ (данные 2006 года), не включая чаевые и плату за пользование платными туннелями. Эта ставка действительна только при поездке из аэропорта в Манхеттен, в обратном направлении идёт оплата по счётчику.

Вертолёт

Самым быстрым сообщением между нижним Манхеттеном и аэропортом является вертолёт US Helicopter, который летает по расписанию ежечастно с вертолётной площадки на реке Ист Ривер в районе Уолл Стрит и обратно. Полёт длится 8 минут, стоимость 159$ без учёта налогов в любую сторону. Пассажиры, направляющиеся в аэропорт, смогут пройти контроль безопасности прямо на Уолл-стрит, избежав очередей в аэропорту.

Терминалы и авиаперевозчики

Терминал № 1

Первоначально в 1958 году на этом месте находился терминал компании Eastern Air Lines, который был демонтирован и к 1998 году на этом мете было построено новое здание терминала, спонсируемое международными авиаперевозчиками (Air France, Japan Airlines, Korean Air, and Lufthansa). Терминал имеет 11 гейтов (выходов).

Терминал используется следующими авиакомпаниями:

  • Аэрофлот (Москва — Шереметьево)
  • Aeroméxico (Мехико)
  • Air China (Пекин)
  • Air France (Париж- Аэропорт Шарля де Голля)
  • Air Plus Comet (Мадрид)
  • Alitalia (Милан-Малпенса, Рим- Фиумичино)
  • Austrian Airlines (Вена)
  • China Airlines (Тайпей- Чианг Кай Шик)
  • China Eastern Airlines (Шанхай- Пудонг) [с декабря 2006]
  • Japan Airlines (Сан-Паулу — Гуарулхос, Токио- Нарита)
  • Korean Air (Сеул- Инчеон)
  • Lufthansa (Франкфурт, Мюнхен)
  • MAXjet (Лондон- Станстед)
  • Olympic Airlines (Афины)
  • Royal Air Maroc (Касабланка)
  • Turkish Airlines (Стамбул-Ататюрк)

Терминал № 2

Терминал был построен в 1962 году для компаний Northwest Airlines, Northeast Airlines, and Braniff Airways. Позднее он вошел в состав терминала Pan Am для внутренних авиалиний. Позднее компания Delta Air Lines выкупила его у Pan Am и использует для местного и международного сообщения. Иммет 10 гейтов (выходов).

Терминал используется следующими авиакомпаниями: Delta Air Lines Saudi Arabian Airlines (Джидда, Эр-Рияд)

Терминал № 3

Терминал был построен в 1960 году для компании Pan American World Airways и первоначально назывался Pan Am. В 1971 году был расширен и переименован в «Pan Am Worldport». Знаменит своей крышей в форме «летающей тарелки». После расширения в 1972 году стал самым крупным терминалом в мире. В 1991 году компания Delta Air Lines взяла в аренду терминал у находящегося в упадке Pan Am, и объявила о планах его полной разборки к 2000 году, но позднее отказалась от этой идеи. Имеет 14 гейтов (выходов).

Терминал используется следующими авиакомпаниями: Delta Air Lines (Акапулько, Аккра (с 11 декабря 2006), Амстердам, Афины, Атланта, Барселона, Берлин- Тегел, Бостон, Брюссель, Будапешт, Венеция, Вест Палм Бич, Дублин, Киев-Борисполь, Козумел (с 23 декабря 2006), Лас-Вегас, Лондон- Гатвик(с 11 ноября 2006), Лос Анжелес, Лос Кабос, Мадрид, Манчестер, Мехико, Милан-Малпенса, Москва-Шереметьево, Мумбай(с 1 ноября 2006), Ницца, Ораньестад, Орландо, Париж-Шарль де Голль, Пунта Гана(с 9 декабря 2006), Пуэрто Валларта, Рим-Фиумичино, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сан Хуан, Сантьяго, Санто-Доминго, Сан-Паулу-Гуарулхос, Сиэттл, Солт Лейк Сити, Сент-Томас(3 марта 2007), Стамбул-Ататюрк, Тампа, Форт Лодердейл, Франкфурт, Цинциннати, Шеннон)

  • Miami Air (Чартерные рейсы)
  • Saudi Arabian Airlines (прибытие)

Терминал № 4

Терминал был открыт в 2001 году на месте терминала прибытий международных сообщений, построенного 1950-е годы. Это единственный круглосуточный терминал в аэропорту, и отличается модульным дизайом, способным расшириться в случае необходимости. Терминал находится под управлением консорциума, включающего в себя фирмы Lehman Brothers, строительной компании LCOR Inc и датского воздушного оператора Schiphol USA. В настоящий момент терминал имеет 16 гейтов (выходов).

Терминал используется следующими авиакомпаниями:

  • Aer Lingus (Дублин, Шеннон)
  • Aerosvit Airlines (Киев — Борисполь)
  • Air India (Ченнаи [с 3 ноября 2006], Дели, Лондон — Хитроу, Мумбаи)
  • Air Jamaica (Барбадос, Гренада, Кингстон, Монтего Бей, Сент-Люсия)
  • Air Tahiti Nui (Папеэте, Париж-Шарль де Голль)
  • Asiana Airlines (Сеул-Инчеон)
  • Avianca (Баранкила, Богота, Гали, Меделлин, Перейра)
  • BWIA West Indies Airways (Антигуа, Барбадос, Джорджтаун, Port of Spain)
  • Continental Airlines (Хьюстон)
    • Continental Express под управлением ExpressJet Airlines (Кливленд)
  • Copa Airlines (Панама Сити)
  • Czech Airlines (Прага)
  • Egyptair (Каир)
  • El Al (Тель Авиа)
  • Emirates (Дубаи, Гамбург [с 29 октября 2006])
  • Eos Airlines (Лондон-Станстед)
  • Etihad Airways (Абу-Даби) [с 26 октября 2006]
  • Eurofly (Болонья, Рим-Фиумичино, Палермо, Неаполь)
  • Harmony Airways (Ванкувер)
  • Israir (Тель-Авив)
  • JetBlue Airways (Сан Хуан)
  • KLM Royal Dutch Airlines (Амстердам)
  • Kuwait Airways (Кувейт Сити, Лондон-Хитроу)
  • LAN Airlines (Гуаякиль, Лима, Сантьяго)
  • Líneas Aéreas Azteca (Монтеррей, Пуэбла)
  • LOT Polish Airlines (Краков, Варшава)
  • LTU (Дюссельдорф)
  • Mexicana (Мехико)
  • Miami Air (Чартерное сообщение с Майами)
  • North American Airlines (Аккра, Джорджтаун, Лагос)
  • Northwest Airlines (Детройт, Миннеаполис)
  • Pakistan International Airlines (Исламабад, Карачи, Лахор,Манчестер)
  • Royal Jordanian Airlines (Амман)
  • Singapore Airlines (Франкфурт, Сингапур)
  • South African Airways (Дакар, Йоханнесбург)
  • Sun Country (Миннеаполис)
  • Swiss International Air Lines (Женева, Цюрих)
  • TACA (Гватемала Сити, Гуаякилl, Кито, Сан Педро Сула, Сан-Сальвадор)
  • Lacsa (Сан-Хосе (Коста Рика))
  • TAM Linhas Aéreas (Сан Паулу-Гуарулхос)
  • Thai Airways International (Бангкок)
  • Travelspan (Карибские острова)
  • Uzbekistan Airways (Рига, Ташкент)
  • Virgin Atlantic Airways (Лондон — Хитроу)

Терминал № 5 (в наст. время не действует)

Это бывший терминал компании TWA, полное имя которого звучит как «Центр Международных Авиалиний» (англ. The Trans World Airlines Flight Center). Он был постороен в 1962 году по проекту финско-американского архитектора Ееро Сааринена (англ. Eero Saarinen), был представлен как абстрактный символ полёта и получил прозвище «крылатой чайки». Терминал появился ещё до эры терроризма и захвата заложников — гейты (выходы) терминала находились возле входа в аэропорт, что создавало трудности при продаже билетов и прохождении контроля системы безопасности аэропорта.

В этом здании впервые в истории аэропортов появились кабельное телевидение, багажные конвейеры, электронные табло и предшественники современных багажных весов.

Вслед за покупкой компанией American Airlines в 2001 году, терминал прекратил свою работу. Управление транспорта предложило использовать это здание под ресторан и пресс — центр, но некоторые архитектурные критики выступают против этой идеи.

В декабре 2005 года компания JetBlue, занимающая смежный терминал № 6, начала строительные работы по расширению с использованием фасада здания Ееро Сааринена в качестве центрального входа. Боковые крылья терминала № 5 удалены, чтобы освободить место под будущее строительство.

Терминал № 6

Терминал был построен в 1969 году по проекту известного китайского архитектора И. М. Пея (англ. I.M. Pei) для компании National Airlines. После продажи National Airlines компании Pan Am, терминал был арендован компанией TWA. В конце 1990-х годов TWA передал контроль над зданием компании United Airlines, которая использовала его для полётов в Лос-Анжелес, Сан-Франциско и Сан-Диего. После упадка TWA частично обновлённое здание перешло в использование JetBlue Airways. Терминал имеет 14 гейтов (выходов).

Терминал № 7

Терминал был построен в 1970 году и был известен как «Терминал British Airways». В 1991 и 2003 годах значительно перестраивался. Имеет треугольную форму, по периметру которого расположены 12 гейтов (выходов).

Используется следующими авиакомпаниями:

  • Air Canada (Калгари, Ванкувер)
  • All Nippon Airways (Токио — Нарита)
  • British Airways (Лондон — Хитроу, Манчестер)
  • Cathay Pacific Airways (Гонк Конг, Ванкувер)
  • Iberia Airlines (Мадрид)
  • Icelandair (Рейкьявик)
  • Qantas (Сидней)
  • United Airlines (Лондон — Хитроу [до 28 октября 2006], Лос Анжелес, Сан Франциско, Токио — Нарита [до 28 октября 2006])
    • United Express под управлением Mesa Airlines (Вашингтон — Даллас)
  • US Airways
    • US Airways operated by America West Airlines (Лас Вегас, Феникс)
    • US Airways Express под управлением Mesa Airlines (Шарлотта)

Терминал № 8

Терминал построен в 1960 году и первоначально известен как «Терминал American Airlines». Здание легко узнаваемо по расписанному фасаду в виде забрызганного стакана, созданному американским художником Робертом Сауэрсом. Имеет 15 гейтов (выходов). По плану терминал должен быть разрушен в 2007 году.

Используется следующими авиакомпаниями:

  • American Airlines (Барбадос, Бермуды, Буэнос-Айрес — Езейза, Канкун, Кингстон, Лос Кабос (с 16 декабря 2006), Монтего Бей, Ораньестад, Париж — Шарль де Голль, Порт-де-Принс, Провиденциаль, Пухрто Плата, Пунта Гана, Рио-де-Жанейро, Сан Паулу — Гуарулхос, Сент Мартин, Сантьяго, Санто Доминго, Сент Томас)
  • Finnair (Хельсинки)
  • Malév Hungarian Airlines (Будапешт)

Терминал № 9

Современное здание было открыто 24 августа 2005 года взамен старого терминала 1959 года, известного как «Терминал United Airlines». Вероятно, оба терминала №№ 8 и 9 будут заменены одним мега-терминалом площадью 200,000 м² и стоимостью 1.4 млрд $ в 2007 году для объединения внутренних и международных рейсов компании American Airlines[4][5].

Используется следующими авиакомпаниями:

  • American Airlines (Брюссель, Даллас, Лондон — Хитроу, Лос Анжелес, Майами, Рим — Фиумицино, Сан Диего, Сан Франциско, Сан Хуан, Сиэттл, Токио — Нарита, Цюрих)
    • American Eagle (Бостон, Балтимор/Вашингтон, Чикаго — О’Харе, Кливленд, Галифакс, Монреаль, Ралех/Дархем, Сент Луис, Торонто, Вашингтон — Рейган)
  • Вертолёт US Helicopter (Нижний Манхеттен, пирс 6 — Ист Ривер)

Авиакатастрофы

Непосредственно связанные с аэропортом

  • 18 декабря 1954 года. Самолёт Douglas DC-6 компании Linee Aeree Italiane разбился при посадке после 2.5 часов кружения в воздухе и 4-ой попытки приземлиться. 26 из 32 пассажиров погибло.
  • 16 декабря 1960 года. Самолёт Douglas DC-8 компании United Airlines столкнулся с самолётом Супер Констеллейшн компании TWA при приближении к аэропорту. Оба самолёта разбились – первый в Бруклине, второй в Статен Айленде. 127 пассажиров и членов экипажа, а также 5 человек на земле погибли.
  • 1 марта 1962 года. Boeing 707 компании American Airlines рухнул при взлёте после того как самолёт потерял хвостовой руль. Все 95 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.
  • 30 ноября 1962 года. Douglas DC-7 компании Eastern Air Lines при посадке потерял ориентир и разбился.
  • 8 февраля 1965 года. При угрозе столкновения Douglas DC-7 компании Eastern Air Lines с Боингом 707 Pan Am во время взлёта первый совершил неверный манёвр и упал в районе парка Jones Beach.
  • 24 июня 1975 года. При посадке Boeing 727 компании Eastern Air Lines столкнулся с огнями взлетно-посадочной полосы. Погибли 112 пассажиров и членов экипажа. Причиной трагедии назвали сильный порыв ветра во время грозы.
  • 25 января 1990 года. Boeing 707-321B компании Avianca Flight 52, выполнявший рейс из Боготы, разбился в Лонг – Айленде при неправильном заходе на посадку и недостатке горючего.
  • 12 ноября 2001 года. Вылетевший в Санто – Доминго Airbus A300, рейс 587 компании American Airlines рухнул на жилые дома в районе Квинс в Нью-Йорке. Во время набора высоты самолёт потерял вертикальное положение вследствие ошибки пилота. 260 человек на борту и 5 на земле погибли. Эта катастрофа случилась спустя лишь 2 месяца после трагедии 11 сентября.

Другие трагедии, связанные с аэропортом

  • Рейс 548, Sabena (1961), вылетевший из аэропорта, разбился при посадке в Брюсселе, Бельгия.
  • Рейс 401, Eastern Air Lines (1972), вылетевший из аэропорта, разбился при посадке в Майами, Флорида.
  • Рейс 1736, Pan Am (1977) , вылетевший из аэропорта, столкнулся с другим 747 над островом Тенерифе на Канарах
  • Рейс 007, Korean Air (1983) был сбит над Сахалином советскими ВВС.
  • Рейс 103, Pan Am (1988), следовавший в Детройт с остановкой в аэропорту Кеннеди, взорвался над Лоубери в Шотландии.
  • Рейс 52 , Avianca (1990) разбился в Лонг-Айленде, недолетев до аэропорта вследствие недостатка горючего.
  • Рейс 800 , TWA (1996), вылетевший из аэропорта, взорвался вскоре после взлёта, и рухнул в море недалеко от Лонг-Айленда.
  • Рейс 111, Swissair (1998), вылетевший из аэропорта, потерпел катастрофу у побережья Новой Шотландии, Канада.
  • Рейс 990, EgyptAir (1999), вылетевший из аэропорта, разбился у побережья Массачусетса.
  • Рейс 4590, Air France (2000) Конкорд, следовавший в Нью-Йорк, разбился в Гонессе, Франция.
  • Рейс 85 Korean Air (2001), следовавший в Нью-Йорк 11 сентября, был эскортирован в Международный Аэропорт Уайтхорс из – за подозрения, что самолёт захвачен террористами. На самом деле самолёту не хватало топлива, а также была нарушена связь с диспетчерами. Очевидцы рассказывают, что экипаж был выведен из самолёта под прицелом оружия.

Ссылки

  1. Bureau of Transportation Statistics, United States Department of Transportation. See «Top 20 U.S. Gateways for Nonstop International Air Travel: 1990, 1995, and 2000» here and «John F. Kennedy International Airport, NY—Air Freight Gateway» here.
  2. «NYC airports handled record traffic in 2005.» New York Business.com 6 January 2006.[1]
  3. «U.S. International Travel and Transportation Trends.» 2002.Bureau of Transportation Statistics, United States Department of Transportation [2]
  4. «Survey: JetBlue is best low-cost carrier.» 29 June 2006. Associated Press.[3]

Внешние ссылки

Эта статья входит в число хороших статей русского раздела Википедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home