Паровоз П36

Паровоз П36
Технические данные
Осевая формула 2-4-2 («Ниагара»)
Длина 16661 мм (без тендера, по сцепкам)
Сцепная масса 75 тонн (опытный экземпляр), 72,4 тонны (серийный)
Рабочая масса 135 тонн (опытный экземпляр), 133,2 тонны (серийный)
Диаметр ведущих колёс 1850 мм
Диаметр цилиндров 575 мм
Площадь колосниковой решётки 6,75 м² (опытный экземпляр)
Испаряющяя поверхность котла 243,2 м² (опытный экземпляр)
Поверхность нарева пароперегревателя 131,7 м² (опытный экземпляр)
Давление пара 15 кг/см² (опытный экземпляр)
Конструкционная скорость 125 км/ч
Максимальное тяговое усилие 17,9 тонн
Колея 1524 мм


П36 — серия пассажирских паровозов, строившихся в СССР в 19501956 годах. Последний паровоз этой серии — П36-0251, построенный Коломенским заводом стал одновременно последним паровозом, построенным в СССР.

В 1946 году ВНИИЖТ (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта) разработал техническое задание для создания нового пассажирского паровоза. В соответствии с ним новый паровоз должен был иметь мощность 2500 л.с., нагрузку на ось 18 тонн и иметь осевую формулу 2-4-2. Заказ на постройку паровоза, соответствующего данным условиям был передан коломенскому паровозостроительному заводу в 1947 году. Опытный экземпляр, получивший заводской индекс П39-0001 был готов к марту 1950 года. Главным конструктором нового паровоза был Л. С. Лебедянский, под началом которого работали инженеры И. И. Сулимцев, Г. А. Жилин и другие.

Паровоз был оборудован дисковыми тормозами, тормозной системой Вестингауза, механическим углеподатчиком С-3, водоподогревателем смешения Брянского завода, воздушным реверсом. Все буксы паровоза были оборудованы роликовыми подшипниками.

Испытания показали хорошие характеристики паровоза. Высоким оказался КПД — 9,22%. Во время испытаний мощность паровоза достигала 3077 л.с. (при скорости в 86,4 км/ч).

Опытная эксплуатация опытного паровоза проводилась на участке МоскваБологое Октябрьской железной дороги и Москва—Скуратово Московско-Курской железной дороги и показало, что П36 был эффективнее использовавшихся там пассажирских паровозов Су и ИС (в первую очередь за счёт меньшего расхода топлива; экономия топлива по сравнению с Су составляла 2%, по сравнению с ИС — 19-22%).

После успешных испытаний и опытной эксплуатации первого паровоз серии в 1953 году коломенский завод приступил к выпуску опытной партии паровозов П36 (№№ 0002-0006). Паровоз № 0006 был выпущен уже в 1954 году.

По сравнению с опытным образцом в конструкцию данных паровозов были внесены некоторые технические изменения. Они оборудовались тендерами типа 58 от паровозов ЛВ (опытный П36 имел специально для него разработанный тендер). На серийных паровозах по сравнению с опытным была упрощена декоративная обшивка.

Паровозы №№ 0003 и 0004 эксплуатировались на Московско-курской железной дороге, №№ 0002 и 0005 — на Красноярской железной дороге. Паровоз № 0006 до 1957 года проходил всесторонние испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке.

Установочная партия паровозов (№№ 0007-0036) выпускалась Коломенским заводом во второй половине 1954 года. По сравнению с паровозами опытной партии в конструкцию этих паровозов были внесены небольшие изменения. Эти паровозы работали на Московско-рязанской и Октябрьской железных дорогах, постепенно заменяя паровозы серии Су и Сум.

Серийное производство П36 началось в конце 1954 года, всё тем же Коломенским заводом. В 1955 году было впущено 125 таких локомотивов. Производство П36 было свёрнуто в июле 1956 года в связи с принятием решения о прекращении строительства паровозов в Советском Союзе. В 1956 году было выпущено 90 паровозов, всего — 251.

Паровозы П36 направлялись для работы с пассажирскими поездами на важнейшие линии Красноярской, Калининской, Белорусской, Сталинской, Октябрьской, Куйбышевской и Северной железной дорог. По мере замены более новыми типами локомотивов они переводились на Восточно-Сибирскую, Забайкальскую, Дальневосточную и Львовскую железные дороги.

Дольше всех паровозы этой серии проработали на Забайкальской железной дороге (депо Могоча и Белогорск). Здесь они были выведены из эксплуатации в 1974 году.

Последний выпущенный в СССР паровоз — П36-0251 сохранился и сейчас находится в коллекции железнодорожного музея на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге.

См. также

Источники

  • Раков В. А. Локомотивы отечественных железных дорог (1845-1955), М.:Транспорт, 1995. ISBN 5-277-00821-7
  • Treinen van A tot Z. Redactie Robert Tufnell. Librero b.v., Kerkdriel. ISBN 90-5764-196-8 (перевод с английского. Первоначальное название — The new illustrated encyclopedia of railways)
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home