Воздушно-реактивный двигатель

Воздушно-реактивный двигатель (ВРД) — реактивный двигатель, в котором рабочее тело образуется посредством сжигания с использованием в качестве окислителя кислорода, содержащегося в атмосферном воздухе. Сила тяги возникает в результате истечения рабочих газов из реактивного сопла. Для получения большой скорости истечения газов из сопла воздух, поступающий в камеру сгорания ВРД, подвергается сжатию. ВРД используются для приведения в движения воздушных летательных аппаратов, таких как самолёты, вертолёты, крылатые ракеты.

В зависимости от способа сжатия воздуха ВРД делятся на следующие типы:

Прямоточные воздушно-реактивные двигатели

1 — диффузор; 2 — впрыск горючего; 3 — стабилизатор пламени; 4 — сопло.

В прямоточном ВРД (ПВРД) воздух сжимается за счёт кинетической энергии набегающего потока воздуха. При скоростях полёта ниже половины скорости звука повышение давления воздуха в диффузоре незначительно, поэтому получаемая сила тяги мала, а при нулевой скорости полностью отсутствуют. Поэтому для выхода на рабочие скорости (М>0,5, где М — число Маха), используются дополнительные ускорители.

Преимущества:

  • простота конструкции и отсутствие движущихся частей;
  • способность работать на значительно больших скоростях и высотах полёта, чем ТРД;
  • экономичность по сравнению с ракетными двигателями, поскольку окислитель берётся из окружающего пространства.

Недостатки:

  • отсутствие стартовой тяги, неэффективность при дозвуковых скоростях полёта.

При гиперзвуковых скоростях (M=5—10) используется гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД), который характеризуется сверхзвуковой скоростью сгорания топлива, что требует существенных конструктивных изменений. В настоящее время ГПВРД находятся в стадии испытаний.

Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели

1 — клапаны; 2 — впрыск горючего; 3 — камера сгорания; 4 — сопло; 5 — свеча зажигания.

В пульсирующем воздушно-реактивном двигателе (ПуВРД) используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух подаются периодически.

Цикл работы ПуВРД состоит из следующих фаз:

  • Клапаны открываются и в камеру сгорания поступает воздушно-топливная смесь.
  • Смесь поджигается с помощью искры свечи зажигания. Образовавшееся избыточное давление закрывает клапан.
  • Горячие продукты сгорания выходят через сопло и создают реактивную тягу.

Наиболее известным летательным аппаратом, применявшим ПуВРД, являлся немецкий самолёт-снаряд Фау-1. В настоящее время ПуВРД используется как силовая установка для лёгких самолетов-мишеней. В большой авиации не применяется из-за низкой экономичности по сравнению с газотурбинными двигателями.

Турбореактивные двигатели

Турбореактивные двигатели (ТРД) имеют компрессор с приводом от газовой турбины, что позволяет независимо от скорости полёта создавать сжатие воздуха, обеспечивающее большие скорости истечения газов из выходного (реактивного) сопла и большую силу тяги.

Более подробное описание ТРД см. в статье Газотурбинный двигатель.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home