Суфизм

Суфи́зм — от арабского слова «саф» — чистый, мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIIIIX веках и окончательно сформировавшееся в XXII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат).

Содержание

Суфии и ислам

Существует множество точек зрения на соотношение суфизма и ислама.

  • Богослов аль-Газали (10581111) считал, что суфизм — это сама суть ислама.
  • Богослов Ибн Таймия (12631328), напротив, полагал, что суфизм — это ересь.

Отличительные особенности

  • Проповедь бедности — факр
  • Проповедь слияния (фана) с Богом, где Бог — это абсолютная Реальность (ал-хакк).
  • Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.
  • Отказ от мирского, отшельничество — зухд
  • Экстатические обряды (сама) — «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха — зикр).
  • Пренебрежение некоторыми нормами шариата (маламатийа) ради достижения особой искренности (ихсан) и смирения перед Богом.
  • Безмолвная молитва — таффакур.
  • Полагание на волю Аллаха — таввакуль.
  • Аллегорическое толкование Корана — тавир.

Суфии

Ступени пути суфия

  1. шариат — неукоснительное исполнение законов мусульманской религии;
  2. муршид — послушничество в роли мюрида при почитаемом суфийском старце (шейхе, ишане);
  3. марифат — познание не умом, а сердцем единства Вселенной в боге (мир — это эманация бога), на этом этапе суфий должен уметь сливаться в экстатическом трансе с богом и имеет право учить молодых;
  4. хакикат — полное постижение истины и слияние с божеством.

Суфийские тарикаты (ордены)

  • Чишти
  • Бекташи
  • Накшбанди
  • Сухраварди
  • Кадири
  • Шадхили
  • Мевлеви
  • Ниматуллахи

История суфизма

Суфизм (суфийство, по-араб. «тасаввоф») — понятие, означающее собою в зап.-исламском мире мистицизм, а в восточно-исламском (персидском и персидско-индийском) — пантеистическую теософию, близкую и к индийскому буддизму, и к греческому неоплатонизму.

Сочетаясь обыкновенно со строгой аскетической внешностью, суфизм почти всегда мирно уживался с мусульманской религией, несмотря на резкую ее деистичность, и пользовался почтением правоверных даже в такое время, когда ереси, гораздо менее опасные для чистоты ислама, терпели жестокое гонение.

Во всех областях духовной жизни мусульм. востока — в религиозной догматике, философии, этике, литературе, поэзии — суфизм имел самое сильное влияние, а в Персии возобладал над всем.

Литература

  • Суфизм в контексте мусульманской культуры. Москва, «Наука», 1989. 337 с.
  • Шиммель, Аннемари. Мир исламского мистицизма. Перевод с английского Н. И. Пригариной, А. С. Раппопорт. Москва, «Алетейа», «Энигма», 1999. 416 стр.
  • Хазрет Инаят Хан «Учение суфизма» Санкт-Петербург 2005г

См. также

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home