Мессия

Месси́я (от арам. מָשִׁיחַ, машиах; греч. Χριστός, «помазанник») — в иудейской теологии посланник Бога. В широком смысле также божий посланник, помазанник, пророк, посланный для «освобождения и избавления», духовного и/или физического. В христианской традиции используется еще термин «Cпаситель».

Содержание

Иудейская традиция

В иудейской традиции мессией считается царь, потомок дома Давидова, который будет послан Богом для избавления народа Израилева.

В еврейской БиблииТанах — слово «мессия» не используется в эсхатологическом смысле. Согласно иудейской эсхатологии, приход мессии должен сопровождаться знамениями — такими, как воссоздание Третьего Храма, полная победа Добра над Злом, сбор еврейской диаспоры в Сионе и установление нового мирового порядка, основанного на Торе.

Моисей именуется «первым избавителем» (Руфь 2:14), в отличие от Мессии — «последнего избавителя» (Быт Р. 85). Предание о Моисее явилось зародышем мессианской идеи. Однако подлинным прототипом Мессии стал царь Давид.

Кого называли мессией

Еврейская БиблияТанах называет мессией, помазанником разных царей Израиля и Иудеи (I Сам. 12:3, 5; 16:6; II Сам. 19:22; II Царств 6:42; Псалт. 18:51; 20:7), первосвященников (Лев. 4:3; 5:16), библейских патриархов (Псалт. 105:15; I Царств 16:22), весь народ Израиля ((Псалт. 89:39, 52; Псалт 84:10), персидского царя Кира II (Исая 45:1).

Талмудический тана Иоханан бен Заккай и Иосиф Флавий провозгласили Мессией римского императора Веспасиана.

Мессией считал себя, а позже своего новорожденного сына, Нахман из Брацлава. В Хабадской традиции считают мессией ребе Менахема Менделя Шнеерсона, (последнего любавичского ребе).

Мессией объявлялись иудейский повстанческий царь Бар-Кохба, Шабтай Цви, Якоб Франк.

В «Иудейской войне» Иосиф Флавий писал о зелотствующих мессианцах в I в. н. э. в канун разрушения II Иерусалимского храма: «Это были обманщики и прельстители, которые под видом воинственного вдохновения стремились к перевороту и мятежам, туманили народ безум­ными представлениями, манили его за собою в пустыни, чтобы там показать ему чудесные знамения его освобождения» (И. Флавий, «Иудейская война», II, гл. 13:4).

Мессия у евреев в новое время

Набожный еврей произносит свое «верую» в приход Мессии ежедневно. Особенно сильно вера в приход мессии культивировалась в хасидизме. Мессию ожидали изо дня на день.

Рассказывают, что магид (проповедник) и чудотворец реб Зуся из Золочева в Галиции на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале талес идиш תלִת (талит) и с молитвенными ремешками (филактерии), отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а надо сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.

Вместе с тем еврейский народ, включая хасидов, создал огромное количество идиом, поговорок и пословиц с упоминанием мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот когда-нибудь придёт.

  • Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут мешиях цейт — времена мессии наступили!
  • Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ломир азой дерлебн мешиях — давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
  • Ещё одна еврейская поговорка из Вильямсбурга, образец религиозного еврейского сленга фрумспик «may one man meshiah, may be another’s meshuggener» — «что одному мессия, другому псих», переделывает американский афоризм «что одному мусор, другому клад».
  • И напоследок: ме зол нор дерномен мешиях, очень распространённое в хасидских кварталах Нью-Йорка «не будем поминать мессию», значит что-то вроде «говорили о чёрте, а он тут как тут», тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту.

Христианская традиция

Христианская религиозная традиция полагает мессией Иисуса Христа.

В разных христианских конфессиях мессианская идея выражена по-разному. Более или менее общим положением является утверждение, что Мессия пришёл в 33 г. н. э. в лице Иисуса Христа, а теперь ожидается Второе пришествие с окончательным установлением на земле Царства Божьего, либо конец света. В отличие от иудейской традиции, в христианстве идея Мессии отделена от идеи конца света.

Указания на то, что Иисус является Мессией (Христом), содержатся в благовещении ангела Марии (Лк 1:31-33), в собственном свидетельстве Иисуса перед Каиафой и синедрионом (Мф 26:63,64) и в исповедании апостолов (Мф 16:16; Ин 1:41).

Идея, что мессианство Христа передано церкви, базируется на сказанном в Деян 9:20,22; 10:36-38. А идея конца времен — в частности, в Флп 2:9-11.

Иисус относится к употреблению слова «мессия» с осторожностью. За исключением Ин 4.25 след. (где этим словом, вероятно, передается выражение веры самарян в принятой у христиан форме), Он сам никогда не называл Себя так. Иисус Христос позволяет называть Себя Сыном Давидовым, но запрещает бесноватым объявлять, что Он — Мессия (Лк 4:41). Он принимает исповедания веры, но после исповедания Петра запрещает двенадцати апостолам говорить, что Он Мессия (Мф 16.20). И с того времени Он начинает разъяснять им сущность мессианства. Его путь Мессии — путь Сына Человеческого.

Мессианские идеи в других религиях

См. также

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home