Франциск Ксаверий

Святой Франциск Ксаверий (7 апреля, 15062 декабря, 1552) христианский миссионер и сооснователь Общества Иисуса (ордена Иезуитов). Римско-Католическая Церковь считает его самым успешным миссионером в истории христианства, обратившим в христианство большее число людей, чем кто бы то ни было, за исключением, быть может, апостола Павла.

Содержание

Ранняя жизнь

Франциск Ксаверий родился в замке Хавьер (Наварра, Испания) 7 апреля 1506 г. Родом из аристократической баскской наваррской семьи. В 1512 г. Кастилия вторглась в Наварру. Многие замки были разорены, включая замок его семьи, а земля была конфискована. Отец Франциска умер в 1515 г.

В возрасте 19 лет Франциск Ксаверий отправляется учиться в Парижский Университет, где получает licence ès arts в 1530 г. Он продолжает изучать теологию и знакомится с Игнатием Лойолой. 15 августа 1534 г. в часовне Монмартра Игнатий Лойола совместно с Франциском Ксаверием, Петром Фабером, Яковом Лайнесом, Альфонсом Сальмероном, Николаем Альфонсом Бобадилья и Симоном Родригесом приносят клятву посвятить свои жизни Богу. Это было основанием Общества Иисуса.

Миссионерская работа

Франциск Ксаверий посвятил большую часть своей жизни миссии в отдалённых странах. В 1541 г. папа Павел III посылает его в португальскую восточную Индию. Он покидает Лиссабон 7 апреля 1541 г., вместе с двумя другими иезуитами и новым вице-королём Мартином де Соуза, на борту «Сантьяго». С августа этого года до марта 1542 г. он находится в Мозамбике, а 6 мая 1542 г. прибывает в Гоа, столицу португальской Индии. Названием официальной должности Франциска в Гоа было «апостольский нунций». Центром миссионерской деятельности св. Франциска Ксаверия в первые три года его деятельности был индийский город Гоа, откуда он совершал многочисленные поездки по южной Индии и соседним странам.

20 сентября 1542 г. он начинает свою миссию среди народа паравас, ловцов жемчуга с восточного берега южной Индии. Затем он помогает обращению в христианство короля Траванкоре с западного берега Индии, а также посещает остров Цейлон. В 1545 г. он решает переместить миссионерскую активность восточнее, на Моллукские острова (сегодняшняя Индонезия).

После прибытия в Малакку в октябре 1545 г. и трёх месяцев напрасного ожидания корабля в Макассар, он решает изменить цель своего путешествия. 1 января 1546 г. он покидает Малакку и плывёт на остров Амбон, где он остаётся до середины июня. Затем он посещает другие острова Моллукского архипелага. После этого он возвращается на остров Амбон, а затем в Малакку.

В декабре 1547 г. в Малакке Франциск Ксаверий знакомится с японцем из Кагосимы по имени Андзиро. Андзиро услышал о Франциске в 1545 г. и отправился в путешествие из Кагосимы в Малакку специально, чтобы встретиться с ним. После их знакомства Франциск решает отправиться в Японию. Он возвращается в Индию в январе 1548 г. Следующие пятнадцать месяцев были посвящены различным путешествиям и административным делам в Индии.

Франциск Ксаверий был крайне разочарован нехристианской жизнью и образом действий португальцев, препятствовавших его работе по евангелизации местных жителей. Он отправляется дальше, на неизвестный Дальний Восток. 15 апреля 1549 г. он покидает Гоа, вновь посещает Малакку, и прибывает в Кантон. В путешествии его сопровождают Андзиро, два других японца, а также отец Космэ де Торрес и брат Хуан Фернандес. С собой он взял подарки для «Короля Японии», которому намеревался представиться апостольским нунцием.

Ксаверий прибывает в Японию 15 августа 1549 г. Он сходит на берег в Кагосима, главном порту провинции Сацума (остров Кюсю). Он был тепло встречен и оставался гостем семьи Андзиро до октября 1550 г. С октября до декабря 1550 г. он живёт в Ямагути. Вскоре после Рождества он отправляется в Киото, но ему не удаётся встретиться с Императором. В марте 1551 г. он возвращается в Ямагути. Здесь ему было разрешено проповедовать перед даймё, но так как он не знал японского языка, он вынужден был ограничиться чтением вслух перевода катехизиса.

В конце концов, его более чем двухлетняя миссия в Японии оказалась успешной. В Хирадо, Ямагути и Бунго образовались христианские общины. Он решает вернуться в Индию. Во время путешествия буря заставила корабль остановиться на острове возле Гуанчжоу, в Китае. Там он встретил богатого торговца Диего Перейра, своего старого друга по Индии, который показал ему письмо одного португальца, который находился под стражей в Гуаньчжоу. Заключённый просил португальского посла заступиться за него перед китайским императором. 27 декабря 1551 г. корабль с Франциском останавливается в Малакке, а в январе 1552 г. прибывает обратно в Гоа.

17 апреля он вновь отправляется в путь, вместе с Диего Перейра, который выступал в качестве посла короля Португалии, на борту корабля «Санта Круз». На этот раз его цель — Китай. Однако, он обнаруживает, что забыл свои верительные письма. Поэтому в Малакке у него происходит конфликт с «капитаном» Альваро де Атайде де Гама, который к тому времени имел полную власть в гавани. «Капитан» отказался признавать его титул нунция и потребовал от Перейро отказаться от титула посла, нанять новый экипаж для корабля и оставить дары императору в Малакке.

В начале сентября 1552 г. «Санта Круз» достиг китайского острова Шангчуан, в 10 км от южного берега континентального Китая, в 200 км к юго-западу от того места, где позднее возникнет Гонконг. На этот раз его компанию составляли студент-иезуит Альваро Ферейра, китаец Антонио, и слуга из Малабара Кристофер. В середине ноября он послал письмо, в котором писал, что один человек согласился доставить его на материк за большую сумму денег. Отослав назад Альваро Ферейра, Франциск остаётся только с Антонио.

Смерть

21 ноября он упал в обморок после мессы. Он умер на острове 2 декабря 1552 г., в возрасте 46 лет, не сумев достигнуть материкового Китая.

Вначале он был похоронен на этом острове. В феврале 1553 г. его тело было вывезено с острова Шангчуан и 22 марта 1553 г. временно захоронено в церкви Св. Павла в Малакке. 15 апреля 1553 г. Перейра, вернувшийся с Гоа, перевёз тело в свой дом.

11 декабря 1553 г. тело Ксаверия было перевезено в Гоа, где оно и находится поныне. Раз в 10 лет на 6 недель его нетленное тело выставляют для всеобщего обозрения (последний раз это случалось в 2004 г.) Существуют разные мнения о том, как тело может оставаться нетленным такое длительное время. Некоторые считают, что его тело было забальзамировано, в то время, как другие настаивают, что это свидетельство чуда.

Наследие

Франциск Ксаверий выполнил огромную работу по распространению христианства в странах Азии, и как организатор, и как первопроходец. Найдя компромисс с древней церковью св. Фомы в Индии, он тем самым разработал основы миссионерских методов Общества Иисуса. Он смешивал миссию и политику, и, в принципе, был не против распространения христианства силой (см. его письмо королю Португалии Джону III, написанное 20 января 1548 г).

Он обладал качествами великого миссионера, был харизматической личностью, имел огромный лингвистический талант и всегда без остановок рвался вперёд. Его деятельность оставила огромный след в миссионерской истории Индии, Японии и Китая, указав путь для дальнейших поколений католических миссионеров, не только иезуитов.

Он сам смог увидеть многие из результатов своей работы, но цели, которые он ставил перед собой, были намного больше. Так как Римско-Католическая Церковь ответила на его призыв, поняв важность того, что он делал, эффект от его усилий распространился далеко за пределами его собственного ордена. Широкой нынешней распространённостью в мире Католическая Церковь, в значительной степени, обязана Франциску Ксаверию и всему поколению миссионеров его времени.

Признание

Франциск Ксаверий — англиканский и католический святой. Он был беатифицирован папой Павлом V 25 октября 1619 г., и канонизирован папой Григорием XV 12 марта 1622 г., одновременно с Игнатием Лойолой.

В 1839 г. Теодор Джеймс Райкен основал Братство Ксаверия, или Конгрегацию Св. Франциска Ксаверия. В настоящее время в США существуют более 20 высших учебных заведений, спонсируемых этой конгрегацией.

Он является святым — покровителем Австралии, Борнео, Китая, Индии, Гоа, Японии, Новой Зеландии.

Многие церкви и университеты по всему миру названы в честь Франциска Ксаверия.

Его день памяти в Католической Церкви — 3 декабря.

Упоминания в искусстве

Имя Ксаверия становится нарицательным для западной культуры в японском обществе.

  • В аниме Eikyuu Kazoku (вечная семейка) один из героев говорит «И помните: я не Ксаверий!».

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home