Клипер (парусное судно)

Кли́пер (от англ. clipper или нидерл. klipper) — парусное судно с развитым парусным вооружением и острыми, «режущими воду» (англ. clip) обводами корпуса.

Первые клипера появились в США. В начале XIX века так называли ту разновидность шхун и бригантин, что строилась в городе Балтиморе. Острые обводы корпуса, увеличенная остойчивость, наклоненные к корме мачты, большая площадь парусов позволили клиперам развивать отличную скорость, превосходно удерживать курс, но за это пришлось заплатить уменьшением объёма грузовых трюмов и увеличением осадки. Высокая скорость также достигалась за счет увеличенного отношения длины к ширине корпуса 7:1, в то время как на обычных парусных судах этот показатель варьировался от 3:1 до 4:1. Балтиморские клипера активно применялись в качестве коммерческих рейдеров, для контрабанды и прорыва блокады, для перевозки африканских рабов.

В 1833 году на воду был спущен крупный трехмачтовый балтиморский клипер «Энн Мак-Ким». Он и стал непосредственным предшественником классических клиперов. В 1835 году был построен клипер «Рэйнбоу» («Радуга»), который показал невиданную скорость, его обычно и называют первым настоящим клипером.

Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозимый на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев, отсыревая и пропитываясь запахами трюма. «Гончие псы океана» — такое прозвище получили клипера на Британских островах — доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца.

Начиная с 1859 года регулярно проводились гонки чайных клиперов. Самая яркая из них прошла в 1866 году. 28 мая 1866 года с рейда города Фучжоу (Китай) стартовали 16 клиперов. После длинного пути 5 сентября клиперы «Тайпинг» и «Ариэль» с разницей в 20 минут отшвартовались у причальной стенки в лондонском порту. По этому поводу была большая шумиха в прессе и владельцы «Тайпинга», получив премию, разделили её с владельцами «Ариэля». А капитан «Тайпинга», свою премию разделил с капитаном «Ариэля».

В 1872 году «Ариэль» во время очередной «чайной гонки» пропал и о его судьбе, как и судьбе экипажа ничего не известно.

Но самый известный в мире клипер — «Катти Сарк». «Катти Сарк» — единственный сохранившийся представитель великолепной плеяды «гончих псов океана». По пропорциям, конструкции и размерам корабль почти в точности соответствует непревзойденному скороходу — клиперу «Фермопилы». Клипер «Катти Сарк» построили в 1869 году на шотландской верфи «Линтон энд Скотт» по заказу судовладельца Джона Виллиса.

С 1870 года «Катти Сарк» эксплуатировалась на «чайной» линии, но показанные результаты оценивались как средние. Наивысшим достижением стало третье место в гонке 1871 года, когда «Катти Сарк» пропустила вперед только легендарных «гончих» — «Титанию» и «Фермопилы». Однако, на «шерстяной линии», конечной точкой которой являлись порты Австралии, «Катти Сарк» неоднократно одерживало победы за счёт более широких обводов в кормовой части и сокращенной к тому времени парусности, обеспечивавших преимущество в штормовых плаваниях вокруг мыса Горн.

На сегодняшний день «Катти Сарк» единственный сохранившийся представитель класса «чайных клиперов». В настоящее время он стоит на вечной стоянке в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

В российском флоте числился один «чайный клипер» — «Великая княжна Мария Николаевна» — английский клипер «Хесперус» с железным корпусом, купленный в 1899 г. и переданный Одесскому училищу торгового мореплавания (исчез около 1917 г.). Кроме того, винтовыми клиперами в русском флоте называли ранние типы крейсеров с развитым парусным вооружением, предназначенные для действий на Тихом океане (преимущественно для охраны границ).


Парусные военные корабли
Бомбардирский корабль | Бриг | Бригантина | Галеон | Каравелла | Каракка | Клипер | Корвет | Линейный корабль | Флейт | Фрегат парусный | Шлюп | Шнява | Шхуна


Гребные и парусно-гребные военные корабли
Греческие Триаконтор | Пентеконтор | Триера | Бирема | Монера | Гоплитагагос (военный транспорт) | Гиппагагос (военный транспорт)
Римские Актуария | Либурна | Унирема | Бирема | Трирема | Квадрирема | Квинкверема | Гексера | Септера | Октера | Эннера | Децимрема
Средневековые Галеас | Галера | Дракар | Ладья | Скампавея | Фрегат гребной | Шебека | Шнека | Барбарский корабль
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home