Козинцев, Григорий Михайлович

Козинцев Григорий Михайлович

Советский кинорежиссёр
Дата рождения: 22 марта 1905
Место рождения: Киев
Дата смерти: 11 мая 1973
Место смерти: Ленинград

Григорий Михайлович Козинцев (22 марта 1905 — 11 мая 1973), советский режиссёр кино и театра, сценарист, педагог, народный артист СССР (1964)

Содержание

Биография

Григорий Козинцев родился в Киеве в семье врача, учился в гимназии. В 1919 году посещал школу живописи Александры Экстер. Вместе с другими учениками школы Козинцев участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц. Более всего привлекал его театр; работу в нём он начал с участия в росписи декораций к знаменитому спектаклю Константина Марджанова «Фуэнта Овехуна». С помощью Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером он создал сначала кукольный театр, а затем и экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, а потом осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимиллиан». В начале 1920 года уехал в Петроград, поступил в класс Натана Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывш. Академии художеств) и одновременно режиссёром в Студию Театра Комической оперы, руководимого Константином Марджановым.

В декабре 1921 года совместно с Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актера», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили еще 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС».

Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам Юрия Тынянова, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссерами из театра (среди них был Сергей Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Андрей Костричкин.

Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чёртово колесо» (1926) по сценарию Адриана Пиотровского — был уже зрелой работой, в которой любовь к яркой эксцентрике сочеталась с точным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив; кроме режиссёров в него вошли кинооператор Андрей Москвин и художник Евгений Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах.

С первой звуковой картиной «Одна» (1931) в творчестве Козинцева и Трауберга начался новый период. Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 вёл режиссёрскую мастерскую во ВГИКе1960 профессор).

Его «Дон Кихот» (1957, Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере, 1958) стал классическим образцом экранизации. В 1962 Козинцев выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «Гамлет» (1964), Ленинская премия (1965), (специальная премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1964) и «Король Лир» (1970).

В 1965-71 годах Козинцев руководил режиссёрской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).

Благодаря гению Козинцева мир узнал в лицо гениев русской драматической сцены — Юри Ярвета (король Лир, роль озвучивал Зиновий Гердт), Эльзу Радзиню (Гертруда), Иннокентия Смоктуновского (Гамлет).

Фильмография

Режиссёрская работа

Все фильмы до «Выборгской стороны», а также фильм «Простые люди» — совместно с Л. З. Траубергом

Поставленные сценарии

Все сценарии от «Похождения Октябрины» до «Простые люди» написаны совместно с Л.З. Траубергом. Сценарий «Мишки против Юденича» еще и совместно с И.Е. Куниной. Сценарий «Белинский» – совместно с Ю.П. Германом и Е.П. Серебровской

Источник: Киноведческие записки. – 2003. – № 63. – С. 187-197

Библиография

  • Козинцев Г.М. Собр. соч. в 5 тт. / Гл. редактор С.А. Герасимов; Составители В.Г. Козинцева, Я.Л. Бутовский. Л.: Искусство. 1982-1986.
  • Козинцев Г.М. Черное, лихое время... Из рабочих тетрадей / Подготовка текста, вст. заметка и примеч. В.Г. Козинцевой. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994.
  • Переписка Г.М. Козинцева. 1922-1973. / Сост. и примеч. В.Г. Козинцевой и Я.Л. Бутовского М.: Артист. Режиссер. Театр. 1998.
  • От балагана до Шекспира: Хроника театральной деятельности Г.М. Козинцева / Сост. и комментарии В.Г. Козинцевой и Я.Л. Бутовского. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002,
  • Тынянов Ю.Н. О фэксах // СЭ. 1929. № 14. С. 10. Перепеч.: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. С. 346-348.
  • Добин Е.С. Козинцев и Трауберг. Л.-М.: Искусство, 1963.
  • Добин Е.С. Гамлет – фильм Козинцева. Л.-М.: Искусство, 1967.
  • Ваш Григорий Козинцев: Воспоминания. М.: Артист. Режиссер. Театр. 1996. Сост., редактура, примеч. и дополн. В.Г. Козинцевой и Я.Л. Бутовского.
  • Караганов А.В. Григорий Козинцев: от «Царя Максимилиана» до «Короля Лира». М.: Материк. 2003.

Ссылки


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home