Аль-Фараби

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки (870950) — крупнейший представитель восточного аристотелизма.

Содержание

Биография

Родился в городе Фараб (Отрар) на Сырдарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. н.э. Полное имя Аль-Фараби - Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби, т.е. отец - Узлаг, прадед - Тархан. Место его рождения - древний казахский город Отрар - арабы называли Барба Фа-раб, т.е его имя переводится как Абу Насыр - выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области. Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. За свою жизнь посетил все основные города региона: Бухара, Мерве, Хорасан, Александрия, Каир, Дамаск, Багдад.

Научная деятельность

Был синтетическим мыслителем; занимался множеством наук, в том числе логикой. В основе философии Ф. — сочетание аристотелизма с неоплатоническим учением об эманации, божество («необходимо-сущее само по себе») производит в вечности мир («необходимо-сущее благодаря другому») через последовательный ряд истечений (эманаций), начинающийся космическими «интеллектами», каждый из которых соответствует определённой небесной сфере; цепь этих «интеллектов» замыкается «активным интеллектом», который управляет процессами, происходящими в подлунном мире — мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным интеллектом» — предельная цель человеческого знания.

В социально-этических трактатах Ф. развивал учение о «добродетельном городе», руководимом правителем-философом, выступающим одновременно и как имам, предводитель религиозной общины, передающий широкой публике в образно-символической форме получаемые им от «активного интеллекта» истины. Идеальному социально-политическому устройству Ф. противопоставлял «невежественные города», воплощающие отрицательные нравственные качества. Ф. — автор комментариев к сочинению Аристотеля (отсюда его почётное прозвище «Второй учитель») и Платона. «Большой трактат о музыке» Ф. — важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. Ф. оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджу, Ибн Туфайля, Ибн Рушда, а также на философию и науку средневековой Западной Европы.

Изображен на купюрах казахcтанских тенге.

Основные сочинения:

  • «Геммы мудрости»
  • «Трактат о взглядах жителей добродетельного города»
  • «Большая книга о музыке»
  • «О классификации наук»

Издания на русском языке

  • Философские трактаты. А.-А., 1970.
  • Математические трактаты, А.-А., 1972.
  • Социально-этические трактаты. А.-А., 1973.
  • Логические трактаты. А.-А., 1975.
  • О разуме и науке. А.-А., 1975.

Библиография

  • Касымжанов А. Х. Абу-Наср аль-Фараби. — М.: Мысль, 1982. — 198 с.
  • Гафуров Б. Г., Касымжанов А. Х., Ал-Фараби в истории культуры, М., 1975
  • Хайруллаев М. М., Фараби, эпоха и учение, Таш., 1975 (лит.)
  • Madkour J., La place d’al-Farabi dans l’ecole philosophique musulmane. P., 1934.

Статья основана на материалах Большой советской энциклопедии.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home