Прямое имя

«Прямо́е» и́мя — на Руси в XIVXVI веках христианское имя, которым младенец нарекался в честь того святого, память которого отмечалась в день его рождения. Являлось дополнительным, не «публичным» именем; в подавляющем большинстве случаев человека называли другим, основным именем, данным при крещении, которое было и ранее употребительным в его семье.

Лучше всего феномен такой двуименности изучен в роду Рюриковичей. Похожая ситуация отмечена уже в XIV веке: князь Дмитрий Константинович Суздальский (13231383) назывался в крещении именем Фома, а перед смертью принял монашество под именем Феодор, подобранным к крестильному имени. Иван III, родившийся в день св. Тимофея, в некоторых источниках называется Тимофей-Иоанн. Его сын, Василий III имел «прямое имя» Гавриил, а внук, Иван IV Грозный — Тит. Два погибших в детстве сына последнего, тёзки царевич Дмитрий (1552—1553) и знаменитый царевич Дмитрий Углицкий, были тёзками и по «прямому имени» — обоих звали Уарами, по имени мученика Уара (Вара).

Использовавшиеся чаще всего крестильные имена этих лиц (Дмитрий, Иван, Василий) были родовыми, династическими именами Рюриковичей, но нарекались также, разумеется, в честь определённых святых (Димитрия Солунского, Иоанна Лествичника, Иоанна Предтечи и проч.). Небесными покровителями человека считались, таким образом, оба святых — «календарный» и тот, в честь которого он был крещён. На сохранившихся иконках и панагиях Ивана Грозного изображены и св. Иоанн, и св. Тит.

По происхождению такая двуименность, очевидно, связана с ранее существовавшей языческо-христианской двуименностью, когда Рюриковичи носили фамильное дохристианское имя (используемое чаще всего официально) и крестильное христианское (используемое только в церковном контексте): например, Ярослав-Георгий (Мудрый), Владимир-Василий (Мономах) и др. К началу XV века языческие имена у князей уже практически не употреблялись, но обычай иметь и «тронное» имя (уже христианское), апеллирующее к именам предков, и «неофициальное» имя, апеллирующее к церковному календарю, хотя и в трансформированном виде, сохранился.

Есть свидетельства о бытовании такой двуименности и вне княжеской семьи, и даже в простом народе (где она также продолжала языческо-христианскую традицию).

К XVII веку «прямое» имя выходит из употребления; цари и царевичи из рода Романовых уже пользуются только одним христианским именем.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home