Хатти

Одна из древнейших цивилизаций. Эпоха становления – вторая половина III тысячелетия до нашей эры, по крайней мере в самом начале II тысячелетия цивилизация уже существовала. В период своего наибольшего могущества (середина II тысячелетия) занимала почти всю Малую Азию и контролировало прилегающую территорию Ближнего Востока.

Однако уже к концу II тысячелетия цивилизация Хатти практически исчезает.


Содержание

Ранний период.

Терминология (Хатти, хатты, хетты).

Эволюция наших знаний по истории Передней Азии привела к определенной путанице в терминах.

После обнаружения в конце XIX века первых археологических данных о неизвестной ранее древней цивилизации на стыке Малой Азии и Ближнего Востока, носители этой культуры были сопоставлены с библейскими хеттянами и получили название хетты. Но в дальнейшем выяснилось, что самоназвание хеттов – звучит как хатти, и при этом относится фактически к двум этнически разным народам.

Более древний народ стали называть хатты (не путайте с германскими хаттами!), а их государство Хаттским или Хатти. (Ранее по отношению к ним применялся также термин протохетты).

За вторым народом оставили название хетты, а государство соответственно было названо Хеттским .

Само же слово хатти оказалось достаточно многозначным:

  • Древнее название города Хаттусы.
  • Древний народ (хатты).
  • Государство со столицей в городе Хаттуса и также государственная принадлежность к нему (хетты).
  • Государства, образовавшиеся на останках хеттской державы, народы которых продолжали считать себя хеттами.
  • С точки зрения обитателей Междуречья - все несемитские (а иногда и семитские) народы к западу от Ефрата.

Истоки цивилизации

О периоде становления известно весьма немного. Существенное влияние на формирование классового общества сыграла торговля с Междуречьем. В конце третьего тысячелетия Армянское нагорье находилось практически на полном самообеспечении, обладало весьма продвинутой металлургией, продукция которой и могла стать основой для экономического выделения части хаттского населения. Деффицитным ресурсом было олово, применявшееся для изготовления бронзы.

Этнический состав.

Предполагается, что хаттский язык принадлежал к абхазо-адыгской семье, а сами хатты были родственны племенам каска, одним из которых по-видимому являлись и абхазы.

С середины III тысячелетия на Армянское нагорье стали проникать носители хетто-лувийских (древнеанатолийских) языков индоевропейской языковой семьи.

Пришедшие на территорию Хатти хетты (носители хеттского языка) смешались с местным хаттским населением. Процесс похоже был достаточно спокойным: резких изменений в культуре Хатти не зафиксировано.

Последующие поколения жителей Хатти разговаривали на хеттском языке, который сами называли неситским, но себя считали хаттами и наследовали культуру именно хаттов.

Было ли связано распространение хеттского языка с захватом власти в хаттских городах хеттами или же хеттский язык стал общеупотребительным из-за распространения на обширных территориях достаточно моноязычных хеттских общин в противовес множеству изолированных хаттских и иных диалектов – остается предметом дискуссий.

На смежных с Хатти территориях Малой Азии происходил схожий процесс смешения лувийских племен с местными народами (родственными хаттам).

Также неясен и путь проникновения хеттов и лувийцев в Малую Азию.

Государство и общество.

К началу второго тысячелетия на территории Малой Азии существовало множество городов-государств, которые торговали, сражались друг с другом, объединялись в союзы, но централизованного государства в тот момент ещё не было. Среди наиболее значимых центров числятся Неса, Цалпува, Бурушхаттум (Пурусханда), Салативара, Куосара и Хатти. Причем Бурушхаттум, возможно, являлся некоей доминантой (его правитель носил титул “Великий царь”, в отличие от остальных “царей”).

Религия и культура.

Хаттское население поклонялось местным культам. Самыми почитаемыми божествами были бог Грозы и богиня Солнца, имевшие разные имена в разных областях. Сходные культы были распространены также и у населявших юговосток Малой Азии хурритов. О культуре хеттов до их смешения с хаттами и принятия их культуры ничего не известно.


Старохеттское царство.

Новохеттское царство.

Позднехеттские царства.

После крушения Хеттской державы на большей части её бывшей территории исчезают все следы былого величия, пропадает хеттская письменность, исчезает и сам язык. Только на средиземноморском побережье до времен Римской Империи сохраняются хетто-лувийские диалекты.

Тем не менее, на юговосточной периферии рухнувшей империи в XIIв. до н.э. возникают несколько небольших государств, население которых считало себя хеттами. При этом появляются новые города, выдвигаются на лидирующие позиции ранее малозначимые, многие же старые центры более не упоминаются.

Основные события

Ассирийский царь Тиглатпаласар I в 1110г. до н.э. упоминает о сборе дани во время походов к Евфрату и Средиземному морю с “Великих Хатти” в Мелиде и Каркемише, которые очевидно в тот момент контролировали северную Сирию.

После периода некоторого упадка в Ассирии, Ашшурнацирапал предпринимает новый поход к Евфрату и в 876 г до н. э. облагает данью Каркемиш и другие хеттские государства вплоть до Средиземного моря не встретив существенного сопротивления.

Следующий ассирийский царь Салманасар III уже встретил некоторое сопротивление со стороны объединенного войска Каркемиша, Хаттины, Бит-Адини и Сам'ала. Впрочем, хеттское войско было разбито, Каркемиш пал, а северная Сирия снова оказалась под ассирийской властью.

Однако уже в 853г. до н. э. цари Дамасска и Хамата смогли противопоставить ассирийскому войску объединенные отряды двеннадцати вассальных городов и ценой больших потерь остановить ассирийцев. Тем не менее походы ассирийцев на Дамасск продолжились и к 804 г. до н. э. Ададнерари III взял Хамат и Дамасск.

Вскоре у Ассирии появляется новый соперник, царство Урарту, и практически все хеттские города-государства переходят на сторону Урарту.

В 742 г. до н. э. происходит генеральное сражение между ассирийским войском Тиглатпаласара III и урартским войском под личным руководством царя Сардури. Войска урарту были разбиты наголову и к 742 году все сирийские государства были возвращены под власть Ассирии.

А ещё через несколько лет Ассирия начинает планомерно превращать зависимые города-государства в ассирийские провинции, и к 709 году все хеттские государства были аннексированы.

Культура.

К началу первого тысячелетия культурное влияние хеттов охватывало Сирию и проникло в Палестину. Однако само население новых хеттских государств не было непосредственными носителями “официальной” хеттской культуры времен империи. Их язык похож на хеттский, но не идентичен ему. Клинопись более не применяется, вместо неё несколько вариаций иероглифического письма.


Источники

  • История древнего востока, том 2.
  • Герни О. Р., “Хетты”


 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home