Витгенштейн, Людвиг

Правильный заголовок этой статьи — Людвиг Витгенштейн. Он показан некорректно из-за принятых соглашений.
Западная Философия
Философия XX века
Имя: Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
Дата и место рождения: 26 апреля 1889
Вена, Австрия
Дата и место смерти: 29 апреля 1951
Кембридж, Англия
Школа/традиция: Аналитическая философия
Основные интересы: Метафизика, Эпистемология, Логика, Философия языка, Философия математики
Значительные идеи: Структура мира определяет структуру языка {ранние}
Значение слова есть употребление в контексте языковой игры {поздние}
Оказавшие влияние: Вайнингер, Кант, Кьеркегор, Мур, Рассел, Фреге, Шопенгауэр
Последователи: Анскомб, фон Вригт, Деннет, Крипке, Малкольм, Остин, Сёрль, Райл, Рамсей, Рассел, Рорти, Уиздом, Хадсон

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein, 18891951) — австро-английский философ, один из основателей аналитической философии и один из самых ярких мыслителей ХХ века. Общепризнанно, что Витгенштейн осуществил целых две революции в западной философии.

Первая произошла, когда его «Логико-философский трактат» вдохновил Венский кружок на создание программы логического позитивизма. Вторая случилась, когда его идеи о природе и устройстве языка, изложенные в «Философских исследованиях», породили британскую лингвистическую философию, или философию обыденного языка.

Содержание

Биография

Витгенштейн родился 26 апреля 1889 г. в Вене в семье австрийского сталелитейного магната еврейского происхождения. Его родителями были Карл и Леопольдина Витгенштейн. Он был самым младшим из восьми детей, рожденных в одной из наиболее известных и богатых семей Австро-Венгерской империи. Родители его отца, Герман Христиан и Фанни Витгенштейн, родились в еврейских семьях, но приняли протестантство после перезда из Саксонии в Вену в 1850-х годах, успешно ассимилировавшись в Венские протестантские профессиональные слои общества.


Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге, которые повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов к проблеме философских оснований математики. По непроверенным данным Витгенштейн несколько раз встречался с Фреге, который посоветовал ему изучить работы Рассела, посвящённые увлёкшей его теме. В 1911 г. Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 г. он вернулся в Австрию и в 1914 г. добровольцем отправился на фронт. В 1917 г. Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат». Книга вышла на немецком в 1921 г. и на английском в 1922 г. Появление её произвело сильное впечатление на философский мир Европы, но Витгенштейн, полагая, что все главные философские проблемы в «Трактате» решены, уже был занят другим делом: работал учителем в сельской школе. К 1926 г., однако, ему стало ясно, что проблемы все-таки остались, что его «Трактат» был неправильно истолкован, и, наконец, что содержащиеся в нём идеи являются ложными. Витгенштейн вернулся в Кембридж и к занятиям философией.

Начиная с этого времени и до своей смерти в 1951 году, прервав учёные занятия для работы санитаром в лондонском госпитале во время Второй мировой войны, Витгенштейн разрабатывает принципиально новую философию языка. Главной работой этого периода стали «Философские исследования», опубликованные посмертно, в 1953 г.

Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (1958).

Логико-философский трактат

  • Структурно «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений.
  • Содержательно он предлагает теорию, решающую основные философские проблемы через призму отношения языка и мира.
  • Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира.
  • Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
  • Объекты есть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения.
  • В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения.
  • Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов.
  • Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики, эстетики и метафизики.
  • Важно понимать, что Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но утверждал бесполезность в них языка. «О чем нельзя говорить, о том следует молчать» — таков последний афоризм «Трактата».

Философы Венского кружка, для которых «Трактат» стал настольной книгой, не приняли этого последнего факта, развернув программу, в которой «бессмысленный» стало тождественным «подлежащий элиминации». Это стало одной из главных причин, побудивших Витгенштейна пересмотреть свою философию.

Результатом пересмотра стал комплекс идей, в котором язык понимается уже как подвижная система контекстов, «языковых игр», подверженная возникновению противоречий, связанных с неясностью смыслов используемых слов и выражений, которые должны устраняться путём прояснения последних. Прояснение правил употребления языковых единиц и устранение противоречий и составляет задачу философии.

Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию. Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету. Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии.

Значение идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую трудность. Это в равной мере относится и к его «ранней», и к «поздней» философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна.

Библиография

Книги Витгенштейна на русском языке:

  • Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. ISBN 5-7333-0485-6
  • Витгенштейн Л. Дневники, 1914—1916: С прил. Заметок по логике (1913) и Заметок, продиктованных миру (1914) / Пер., вступ. ст., коммент. и послесл. В. А. Суровцева. Томск: Водолей, 1998. ISBN 5-7137-0092-5
  • Витгенштейн Л. Голубая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. ISBN 5-7333-0232-1
  • Витгенштейн Л. Коричневая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. ISBN 5-7333-0212-7
  • Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В. П. Руднева. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. ISBN 5-7333-0213-5
  • Витгенштейн Л. Заметки о философии психологии / Пер. В. Калиниченко // Логос. — 1995. — № 6. — С. 217—230.
  • Витгенштейн Л. Из «Тетрадей 1914-1916» / Пер. В. Руднева // Логос. — 1995. — № 6. — С. 194—209.
  • Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Перевод и параллельный философско-семиотический комментарий В. Руднева // Логос. — 1999. — №№ 1, 3, 8. — С. 99—130; 3 С. 147—173; 8 С. 68—87.
  • Витгенштейн Л. Несколько заметок о логической форме / Перевод и примечания Ю. Артамоновой // Логос. — 1995. — № 6. — С. 210—216.

Ссылки



 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home