Локомотив

Локомоти́в (фр. locomotive от лат. loco moveo — сдвигаю с места) — транспортное средство, предназначенное для использования на железной дороге. Локомотив имеет собственную энергетическую установку (двигатель) и используется для перемещения несамоходных вагонов.

Содержание

Классификация локомотивов

По типу энергетической установки

По типу энергетической установки локомотивы подразделяют на:

По роду службы

По роду службы локомотивы подразделяют на грузовые, пассажирские и маневровые.

Грузовые локомотивы

Пассажирские локомотивы

Маневровые локомотивы

Для маневровой работы могут использоваться как тепловозы так и электровозы. Ранее для маневровой работы использовались также и паровозы. Используемые в настоящее время в России маневровые локомотивы в основном являются тепловозами.

Для использования на подъездных путях промышленых предприятий применяются маломощные тепловозы, в основном с гидропередачей. Такие тепловозы имеют от двух до четырех осей (реже используются шестиосные) и мощность от 200 до 800 кВт (например тепловоз ТГК-2, тепловоз ТГМ-23). Высокая мощность тепловоза для такой работы не требуется, так как обычно требуется переставить группу вагонов весом менее 500 тонн. Особо малые промышленные тепловозы называют мотовозами.

Локомотивные депо железных дорог, а также предприятия занятые добычей полезных ископаемых, для маневровой работы используют шести- и восьмиосные тепловозы мощностью от 750 до 2000 кВт. Увеличение числа осей и мощности тепловозов позволяет увеличить вес состава.

По ширине колеи

По ширине колеи локомотивы можно разделить на на магистральные и локомотивы для узкоколейных железных дорог. При этом не следует путать собственно узкоколейные железные дороги и магистральные железные дороги ряда стран с более узкой шириной колеи, чем на территории бывшего СССР.

Преимущества локомотива перед самоходными вагонами

  • Удобство технического обслуживания. Проще обслуживать один локомотив, чем много самоходных вагонов.
  • Безопасность. Технические системы локомотива могут представлять опасность для пассажиров (это в первую очередь относится к паровым котлам паровозов), поэтому безопаснее оборудовать ими не сам вагон, а отдельный локомотив.
  • Простота замены. В случае поломки локомотив проще заменить другим, чем заменять целый поезд или группу вагонов при использовании мотовагонного подвижного состава.
  • Эффективность. При простое вагонов в случае использования мотовагонного подвижного состава их энергетические установки тоже простаивают. Локомотив же можно перебрасывать с одного участка на другой, использовать для ведения другого поезда и таким образом наиболее эффективно использовать его энергетическую установку.
  • Цикл устаревания. Разделение вагонов и приводящей их в движение энергетической установки позоволяет просто заменять один из элементов в случае прихода в негодность.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home