Ченнаи

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.
Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

Ченнаи (до 1996 г. — Мадрас) — город на юге Индии, административный центр штата Тамилнад. Четвёртый по величине город страны (после Колькаты, Дели, Мумбаи), население 7,45 млн человек (оценка 2005 г., с пригородами) — 41-я по величине в мире городская агломерация. Основан в 1639 г. на Коромандельском береге(юго-восточное побережье Индии, омываемое водами Бенгальского залива).

Один из крупнейших промышленных центров страны, считается автомобильной столицей Индии(40 % производства автомобилей). Вдоль побережья протянулся 12-километровый пляж Marina beach  — один из длиннейших в мире. В городе проходит единственный в Индии турнир серии АТР — Chennai Open.

Старое название города происходит от местечка Мадраспатнам, выбранного британской Ост-Индской компанией для основания торговой фактории. Другой населённый пункт, Ченнапатнам, располагался несколько южнее; позднее, когда поселения слились, британцы предпочли название «Мадрас». В 1996 г. город был переименован в Ченнаи, поскольку правящая националистическая Бхаратия Джаната Парти считала, что название «Мадрас» имеет португальское происхождение( хотя эта гипотеза и не является общепринятой, к тому же название Ченнаи тоже не тамильское).

Содержание

История

Окрестности Ченнаи с 1в.н.э. входили в состав тамильских королевств Паллава, Чола, Пандия, Виджайянагар. Город Милапур, входящий в состав Большого Ченнаи, когда-то был крупнейшим портом королевства Паллава.

Считается, что святой Фома проповедовал в этих местах в 52-70гг. н. э. В XVI в. прибывшие в Индию португальцы основали здесь порт Сан-Томе, позднее территория отошла к голландцам, построившим укрепления в Пуликате, к северу от современного Ченнаи. Наконец, в 1639г. британская Ост-Индская компания основала поселение возле Мадраспатнама, а в следующем году был возведён форт Сент-Джордж, ставший впоследствии ядром, вокруг которого разросся колониальный город. В 1746г. город был захвачен французским генералом Бурдонне, губернатором Маврикия. В 1749г. Мадрас был возвращён Великобритании согласно заключённому англо-французскому соглашению, после чего форт был значительно укреплён для защиты от французов и майсурского султана.

К концу века англичане завоевали большую часть современного Тамилнада, а также штатов Карнатака и Андхра-Прадеш. Эти территории вошли в состав округа Мадрас.

Под властью англичан Мадрас превратился в крупный город и военную базу. В конце XIX в. город был соединён железными дорогами с Бомбеем и Калькуттой, что способствовало развитию торговли с северной Индией. В годы Первой мировой войны Мадрас был атакован немецким крейсером «Эмден». После обретения Индией независимости в 1947г. город стал столицей одноимённого штата, переименованного в Тамилнад в 1968г. В 1965-1967гг. – центр тамильских протестов по поводу насаждения хинди. После начала вооружённого конфликта в Шри-Ланке в 1983г. город стал мишенью для тамильских террористов из организации «Тигры освобождения Тамил Илама»(ТОТИ): в 1984г. взрыв в городском аэропорту унёс 33 жизни, а в 1991г. недалеко от Мадраса был убит бывший премьер-министр Индии Раджив Ганди. Город достаточно серьёзно пострадал во время цунами 26 декабря 2004г.

Географическое положение и внутренние воды

Город расположен под 13.04о с.ш., 80.17о в.д. , на северо-востоке Тамилнада, на прибрежной низменности(средняя высота 6м, максимальная – 60м над уровнем моря).Ченнаи пересекают две реки – Кувам в центре и Адьяр на юге. Кувам очень сильно загрязнена, Адьяр же периодически подвергается очистке, в её эстуарии создан небольшой заказник. Параллельно берегу прорыт 4-х километровый Букингемский канал, соединяющий обе реки. На западе города расположены озёра Ред-Хиллс, Шолаварам и Чембарамбаккам, снабжающие город питьевой водой, поскольку грунтовые воды сильно засолены. Проблема водоснабжения стоит весьма остро, для её решения планируется строительство водовода от р.Кришна(штат Андхра-Прадеш) и опреснительного завода в Ченнаи.

Климат

Климат субэкваториальный муссонный, колебания температуры в течение года невелики. Большую часть года жарко и влажно. Наивысшая температура обычно в конце мая-начале июня(в среднем 38оС), наинизшая – в январе(24оС). Минимальная зарегистрированная температура 15.8оС, максимальная 44.1оС. Годовое количество осадков 1300мм, большая часть их приходится на период северо-восточного муссона (конец сентября – середина ноября). Город часто оказывается в зоне прохождения циклонов Бенгальского залива.

Административно-территориальное деление

Город разделён на пять районов . В Большой Ченнаи, помимо самого города, входят также округа Канчипурам и Тируваллур. Площадь города 174 км2, Большого Ченнаи – 1177км2

На севере Ченнаи размещаются основные промышленные предприятия. Деловая активность сосредоточена в центре. На юге расположены жилые кварталы, а также офисы многочисленных IT-компаний.

Крупнейшие города-спутники Ченнаи - Махабалипурам на юге, Ченгалпатту на юго-западе, Канчипурам, Шриперумбудур и Аракконам на западе.

Управление

Большой Ченнаи управляется муниципалитетом Ченнаи, возглавляемым мэром и его заместителем. В его составе 155 депутатов.

В Ченнаи также находятся правительство и парламент Тамилнада. Здесь же расположен высший суд Мадраса, юрисдикция которого распространяется помимо Тамилнада также на Пондишери(Путтуччерри).

В Лок Сабхе Ченнаи представляют 3 депутата, а в парламенте Тамилнада — 18.

Экономика

Город изначально задумывался как крупный порт и по-прежнему остаётся одним из крупнейших портов страны. В городе находятся филиалы многих крупнейших индийских компаний. В Ченнаи находится Мадрасская фондовая биржа.

Более 40 % индийских автомобилей производится в Ченнаи. Заводы компаний Hyundai, Ford, Mitsubishi, TVS, Ashok Leyland, Royal Enfield, TI Cycles,MRFсосредоточены, в основном, в промышленной зоне Амбаттур-Пади. BMW также объявила о своих планах по строительству завода в Ченнаи. На заводе «Авади» производится военная техника, в частности, наиболее массовый индийский танк «Арун».

О намерении создать в Ченнаи крупнейшие в Южной Азии производственные мощности заявила Nokia.

Финансовый и банковский сектора развиты в Ченнаи издавна, здесь имеются филиалы многих международных банков. С конца 90-х гг. бурно развивается IT-сектор. На юго-востоке города расположено несколько технопарков, крупнейшим из которых является Tidel Park, построенный государственной компанией TIDCO. Компания Infosys ведёт строительство крупнейшего в мире IT-центра в Большом Ченнаи. Также в городе бурно развиваютcя биотехнологии.

Население

Как и во всей Индии, в городе наблюдается неестественное соотношение между женщинами и мужчинами – 948 женщин на 1000 мужчин. Грамотность составляет 80 %(59 % в среднем по Индии). 25 % населения живёт в трущобах.

Основная проблема Ченнаи – перенаселение. Строительство высотных жилых домов почти не ведётся, что ведёт к расползанию города и транспортным проблемам, а также к росту трущоб с антисанитарными условиями жизни на окраинах.

Основную часть населения составляют тамилы. Помимо тамильского, широко распространён английский язык. В городе большая телугуязычная диаспора, используются также языки малаялам и каннада.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home