Киров (лёгкий крейсер проекта 26/26бис)

«Киров»
Крейсер
История корабля
Тип СССР
Государство флага  
Порт приписки ноябрь 1936
Спущен на воду 1970-е
Выведен из состава флота сдан на слом
Современный статус 8600 тонн
Размеры
Водоизмещение 191,1 м
Длина 17,7 м
Ширина  
Высота борта 7,5 м
Осадка Двухвальная, два турбозубчатых агрегата, 110000 л. с.
Остальные характеристики
Силовая установка 3850 миль
Автономность плавания 35,9 узлов
Скорость 881
Экипаж 12 × 12,7-мм зенитных пулемёта; 10 × 37-мм зенитных автомата; 8 (8×1) × 100-мм универсальных орудий в башенных щитах; 9 (3×3) × 180-мм орудий в башнях, из них 2 в носу, линейно-возвышенно
Вооружение
Артиллерия 2 × 3-х трубных 533-мм торпедных аппарата; 164 мины
Торпедно-минное вооружение  
Ракетное вооружение 1 самолёт и 1 катапульта
Авиация {{{21}}}

Серия «Киров»

Первым шагом в создании крупных артиллерийских кораблей явилось строительство лёгких крейсеров по пр. 26, 26 бис и 68, которые были разработаны в ЦКБ-17. Основным предназначением лёгких крейсеров являлись действия в составе эскадры для вывода лёгких сил в атаку, поддержка корабельного дозора и разведки, а также охранение эскадры от атак лёгких сил. Проектирование крейсера «Киров» началось по утверждённому ТТЗ в середине 30-х годов.

Основным вопросом, определяющим боевой облик такого корабля как крейсер, является состав его артиллерийского вооружения. Исходя из задач, возложенных на лёгкие крейсера «Киров», особое внимание было уделено выбору артиллерии главного калибра. Мнения специалистов тогда разделились. Одни считали целесообразным для кораблей «Киров» принять 152-мм артиллерию, которая отвечала требованиям для эффективных действий по слабо бронированным кораблям, имела достаточную скорострельность и дальность стрельбы, большую вероятность поражения цели и давала возможность установить на крейсере 12 орудий. Другие считали нужным иметь более мощную 180-мм артиллерию, которая в то время обладала дальностью стрельбы на 25-30 % больше, чем лучшие американские 203-мм орудия, большей скорострельностью, меньшим рассеиванием снарядов при поражении цели и была способна эффективно действовать против крейсеров и других кораблей с усиленным бронированием. Верх взяла последняя точка зрения, поскольку тогда в составе флота не было кораблей, кроме оставшихся от дореволюционного флота трёх линкоров, способных вести борьбу с бронированными кораблями.

Головной крейсер «Киров» был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 22 октября 1935 г. Крейсер вступил в строй 26 сентября 1938 г. Энергетическая установка для этого корабля была закуплена в Италии у фирмы «Ансальдо». В поставку входило шесть котлов, два турбозубчатых агрегата, обеспечивающие их вспомогательные механизмы и полный комплект технической документации. Техническую консультацию по монтажу оборудования вели специалисты фирмы «Ансальдо».

Почти одновременно с крейсером «Киров» в 1935 г. на Чёрном море в Николаеве был заложен однотипный крейсер «Ворошилов». Как для него, так и для следующих крейсеров использовались энергетические установки отечественного производства, но выполненные по итальянским чертежам. Следующие крейсера строились уже по пр. 26 бис

Крейсера проекта «Киров» и 26 бис лишь незначительно отличались друг от друга по зенитному вооружению, местному бронированию, запасам топлива и водоизмещению. На кораблях последующей постройки по пр. 26 бис была изменена архитектура носовой надстройки — установлена фок-мачта башенноподобной конструкции вместо четырёхногой. Это создавало круговой обзор из боевой рубки, снижало вибрацию расположенного на ней командно-дальномерного поста, уменьшало силуэт крейсера, увеличивало зону обстрела 100-мм орудий в носовых углах. Кроме того, на крейсерах пр. 26 бис были установлены более совершенные системы приборов управления стрельбой (ПУС) главного калибра «Молния-АЦ» и морских приборов управления артиллерийским зенитным огнём (МПУАЗО) «Горизонт-2». В систему МПУАЗО входило два расположенных побортно стабилизированных визирных поста (СВП). Стабилизация осуществлялась по углу крена, что повышало результативность стрельбы по воздушным целям. В остальном корабли пр. «Киров» и 26 бис пос воим элементам были близки и поэтому позволяют дать им общую характеристику.

Крейсер имел сильное артиллерийское вооружение, толщина бронирования составляла 76 мм по поясу, 50 мм по палубе, 100 мм на башнях и боевой рубке.

26 сентября 1938-го на «Кирове» подняли военно-морской флаг.

С первого дня Великой Отечественной «Киров» включился в боевую работу. Он участвовал в обороне Рижского залива и Таллина, обстреливал позиции врага, отражал воздушные налёты. В августе 1941-го крейсер был флагманским кораблём во время Таллинского перехода. Затем — героическая оборона Ленинграда. В июне 1944-го главный калибр «Кирова» поддерживал наступление войск на Выборгском направлении. 27 февраля 1943 года крейсер первым из надводных кораблей Балтийского флота был награждён орденом Красного Знамени.

После войны «Киров» прошёл модернизацию, а в 60-е годы был преобразован в учебный корабль. До 1975 года крейсер-ветеран регулярно совершал походы с курсантами по Балтийскому морю, неоднократно посещал порты Польши и ГДР. После исключения корабля из списков флота две его носовые артиллерийские башни были установлены в Ленинграде в качестве памятника кораблю-защитнику города.

Киров был первым из серии четырёх однотипных кораблей. Другими крейсерами, построенными по тому же проекту были «Максим Горький», «Ворошилов» и «Слава».

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home