Несторианство

Несторианство — 1) еретическое течение в христианстве, долго приписываемое Несторию, патриарху Константинополя в 428-431, до этого был священником в Антиохии (Сирия), в последующем выяснилось что он был невиновен.

Несторианство (1) якобы отрицало мистическое христианское понятие «богочеловека». Согласно несторианству (1), дева Мария родила человека, который впоследствии, преодолев человеческую слабость, возвысился до Сына Божьего (Мессии); в Христе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь (в то время как ортодоксальное вероучение подчёркивало единство человеческого и божественного).

2) Вероучение, которого придерживался Несторий, а также вероучение Ассирийской Церкви Востока. Фактически является учением Антиохийской богословской школы. Развито в трудах Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуэстийского (4 в.). Несторианство (2) признает полную симметрию богочеловечества Христа: в едином богочеловеческом лице (личности) Христа с момента зачатия неслитно соединены две ипостаси (единичные природы) и две (общие) природы (божественная и человеческая). Воля, в отличие от православия, считается свойством лица, а не природы, поэтому признается одна богочеловеческая воля Христа. Одни действия Христа (рождение от Марии, страдания, смерть на кресте) несторианство (2) относит к его человеческой ипостаси, другие (творение чудес) - к божественной. Поскольку рождение от Марии имеет отношение только к человеческой ипостаси и к богочеловеческой личности Христа, но не к божественной ипостаси, термин "богородица" несторианство (2) считает богословски некорректным и допустимым только с оговорками. Несторианство (2) утверждает важность для спасения людей всей земной жизни Христа, а не только его смерти на кресте и воскресения, хотя и признает кульминационное значение последних. Особо подчеркивается важность подвигов Христа как человека. До крещения на Иордане Христос как человек в совершенстве исполняет иудейский закон, во время крещения получает благодать Святого Духа, преображается на горе Фавор, страданиями и смертью на кресте выполняет совершенное послушание Богу, после чего силой Бога воскресает, что становится победой над смертью, главным последствием грехопадения Адама. Основным противником Нестория был александрийский епископ Кирилл, опиравшийся на монашество и сельское население Египта, Палестины, Малой Азии. В отличие от Нестория Кирилл признавал личность Христа чисто божественной, а не богочеловеческой, и настаивал на необходимости термина "богородица".

В 431 г. на Вселенском соборе в Эфесе Несторий был предан анафеме, его учение осуждено и затем в 449 г. проклято (Эфесский разбой). Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонета Нестория - Кирилла, спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление александрийской делегации. Окончательно анафема несторианам была произнесена на Халкедонском соборе в 451 г. От репрессий они могли избавиться лишь путем отречения от своего лжеучения, что сделать отказались даже перед лицом гонений. Большая часть несториан ушла в Персию и присоединились к Церкви Востока, также придерживавшейся антиохийской богословской традиции. В 499 г. в Ктезифоне возникла несторианская патриархия.

В до-монгольскую эпоху Н. было широко распространено среди тюркских народов Центральной Азии. В 635 г. несторианство проникло в Китай, первые императоры династии Тан, Тайцзун и Гаоцзун покровительствовали несторианам и позволяли им строить церкви.

В настоящее время последователи несторианства (2) имеются в Иране, Ираке, Сирии, Индии (на Малабарском берегу).

См.также

Ссылки

Мервская метрополия

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home