Греко-бактрийское царство

Греко-бактрийское царство — древнее эллинистическое государство, образовавшиеся на базе Бактрии и Согдианы на территории современного Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана и Индии в результате распада империи Селевкидов. Существовало с 250 до н. э. до 125 до н. э.. В результате экспансии в Индию образовалось Индо-греческое царство которое просуществовало ещё около ста лет.

Содержание

Образование Греко-бактрийского царства

Около 250 до н. э. от Селевкидов отложился бактрийский наместник Диодот I. Хотя он ещё некоторое время признавал себя формально зависимым, по существу Бактрия, а также другие среднеазиатские области, входившие в обширное наместничество Диодота, были окончательно потеряны для Селевкидов. Его сын Диодот II уже открыто провозгласил себя царём. Примеру Диодота последовал Эвтидем, наместник Согдианы. И Диодот и Эвтидем были эллинами и опирались в первую очередь на эллинских воинов, но возможно, что они находили поддержку и у иранской знати, которая предпочитала их Селевкидам.

Селевкидские цари не могли сразу заняться восстановлением своей власти в восточных сатрапиях. Их отвлекали борьба с Египтом и династические распри, и только в 238 до н. э. Селевк II оказался в состоянии выступить в восточный поход. Тиридат не смог оказать сопротивления Селевку и бежал к кочевому племени апасиаков, жившему у берегов Аральского моря. Решительный перелом в ходе войны произошёл после выступления в союзе с Тиридатом Диодота II. Не вступая в сражение, Селевк вынужден был спешно возвратиться в Сирию всвязи с династическими раздорами.

Бактрия IIIII век до н. э.

После отступления Селевка II положение новых царств сильно укрепилось. В Бактрии вскоре власть захватил Эвтидем, свергнувший Диодота II. Его поддерживала господствовавшая в Бактрии греко-македонская знать, недовольная сближением Диодота с парфянами. При Эвтидеме была предпринята новая попытка Селевкидов вернуть отпавшие сатрапии. Антиох III, разбив парфян и принудив парфянского царя Артабана I, сына Тиридата, признать себя зависимым от Селевкидов, в 208 нанёс поражение коннице Эвтидема и осадил столицу Бактрии. Осада длилась около двух лет. Только в 206 между Антиохом и Эвтидемом было заключено соглашение: Эвтидем сохранил царский титул, но, подобно парфянскому царю, признал себя зависимым от Антиоха.

При преемниках Эвтидема происходит постепенное перемещение центра Греко-Бактрийского царства с севера на юг. Сын и преемник Эвтидема Деметрий I (200 до н. э.184 до н. э.) завоевал Арейю, Арахозию, Дрангиану, Парапамисады и Северо-Западную Индию. Это было время наибольшего территориального расширения Греко-бактрийского царства.

Экономика и социальная структура

Относительно хозяйственного и общественного строя Бактрии имеются лишь скудные, отрывочные сведения.

На территории Бактрии существовали различные типы хозяйства: наряду с ирригационным земледелием в наиболее плодородных частях страны значительное развитие получило и скотоводство, особенно коневодство. В Бактрии и Согдиане в небольшом количестге добывалось золото.

Основную массу эксплуатируемого населения составляли, повидимому, свободные крестьяне и рабы. Над ними стояла бактрийская и согдийская знать, сохранившая свои привилегии и под греко-македонским владычеством, но устранённая от управления государством. Ещё выше стоял узкий слой завоевателей — греков и македонян,— состоявший из придворной знати, воинов, жителей эллинистических городов. Именно они, несмотря на свою малочисленность, распоряжались судьбами Греко-бактрийского царства. Попытки царей сблизиться с местной знатью неоднократно парализовались греко-македонской военной «кастой», не желавшей делиться властью с «варварами-азиатами».

Армия

Армия греко-бактрийских царей помимо греко-македонского ядра состояла из конницы, вербовавшейся из представителей местной знати, и вооружённой луками пехоты, в которой служили рядовые свободные люди. Кроме того, применялись колесницы и боевые слоны. Несмотря на малочисленность слоя греко-македонских завоевателей, эллинизация восточных областей Ирана и Средней Азии продолжалась и после низвержения владычества Селевкидов. Греко-бактрийские цари по примеру других эллинистических монархов основывают новые города или преобразовывают в полисы местные поселения. Известны города, названные в честь царей Эвтидема, Деметрия, Эвкратида. Города способствовали развитию рабовладения и разложению примитивных общественных отношений. Они были важны для царей и как стратегическая и как социальная опора их власти. Они были вместе с тем и торговыми центрами. Бактрия лежала на скрещении торговых путей, которые шли отсюда в Иран, Индию и Китай. Из Индии везли благовония, пряности и ткани, из Китая — шёлк, железо никель и меха. Греко-бактрийские монеты находились в обращении далеко за пределами самого царства; они встречаются, в частности, на территории Восточной Европы.

Население

Население северных областей Греко-бактрийского царства говорило на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Китайский путешественник II века до н. э. Чжан Цянь сообщает, что на всём протяжении от Давани (Ферганы) до Аньси (Парфии) язык повсюду один. То же говорит и Страбон применительно к Ирану. Наряду с греческим употреблялось и арамейское письмо, а позднее — различные виды индийского.

В религиозном отношении для Бактрии в большей степени, чем для других областей Ирана, характерно переплетение верований различных народов и племён. К элементам зороастризма, сочетавшимся с древними народными культами иранских богов Анахиты и Митры, добавлялись греческие культы, элементы индийской ведической религии, сохранившейся у племён Пенджаба, и, наконец, буддизм.

То же самое характерно и для греко-бактрийского искусства. Основа его была местная — среднеазиатская и иранская, но на этой основе эллинистические элементы переплетались с элементами индийского и даже китайского искусства. Замечательными памятниками греко-бактрийского искусства являются изделия из золота и серебра чеканной работы, украшенные рельефными изображениями культовых и бытовых сцен.

Греческая культура в Бактрии

Греко-бактрийцы известны большой степенью приобщения к эллинистической культуре, они поддерживали регулярные контакты со странами средиземноморья и с Индией. Они поддерживали дружеские отношения со странами с Индии и обменивались посольствами.

В таких города, как Ай-Ханум на северо-востоке Афганистана, развивалась культура греческих городов. В Ай-Ханум был греческий театр, гимназия, колониальная управа и дома в греческом стиле. Раскопки обнаружили остатки классических коринфских колонн и фрагменты скульптур.

Греко-бактрийские монеты и последуюшие монеты Индо-греческого царства представляют собой великолепные образцы греческих монет, с типовыми атрибутами.

Экспансия

Контакты с Китаем и Восточной Азией

На севере Эвфидем владел также Согдианой и Ферганой, кроме того греко-бактрийцы предпринимали походы в Кашгар и Урумчи в Китайском Туркестане. Первый известный контакт между Китаем и западом состоялся в 220 до н. э., о чём упоминает Страбон.

К северу от Тянь-Шаньского хребта найдено немало статуэток гречесих солдат, которые сохранились в музее в Урумчи в провинции Синьцзянь.

Некоторые учёные указывали на греческое влияние на Китай эпохи Хань (династия). Китайские бронзовые зеркала того времени нередко украшены розетками и геометрическими узорами, свойственными греческой культуре. Знаменитая терракотовая армия, найденная в гробнице императора Цинь Шихуана, выполненная с высокой техникой и реализмом, моглла быть сделана под влиянием греческих статуй, потому что нет свидетельств, что в китае до этого существовали подобные стили скульптуры. Также некоторые считают греческим влиянием — круглые китайские монеты, появившиеся в это время. Контакт с греческой культурой мог происходить через территорию в современной провинции Ганьсу.

Путешественник и посол ханьской династии Чжан Цянь посетил Бактрию в 126 до н. э. свидетельствует, что на бактрийских рынках продавались китайские изделия, привезённые из Индии.

По возвращении Чжан Цянь написал доклад императору У-Ди, в котором отмечал, что в Бактрии и Фергане развиты города и производят редкие изделия, при этом очень ценят китайскую продукцию. При этом эти земли не обладают сильной армией.

В центральную Азию стали посылаться многочисленные китайские миссии, что привело к развитию Великого Шёлкового Пути к концу II века до н. э..

Контакты с Индией(250 до н. э.-180 до н. э.) и буддизм

Индийский император Чандрагупта, основатель Империи Маурьев, завоевал Индию после похода Александра Македонского около 322 до н. э.. После подписания мирного договора с Селевкидами Чандрагупта получил в жёны дочь короля Селевка, и после создания династийного альянса многие греки, в частности историк Мегастен, находились при дворе Маурьев. Точно также все цари Маурьев имели при себе греческих послов.

Внук Чандрагупты Ашока обратился в буддизм и стал активно пропагандировать буддизм, палийский канон и учение тхеравады, распространяя свою деятельность как на Индию, так и на жллинистический мир. Около 250 до н. э. он составил эдикты, высеченные на камне, и отправил эмиссаров в эллинистические страны Азии и Средиземноморья, в эдиктах упоминаются имена реальных эллинистических правителей того времени.

В результате немало греков, проживающей в северо-западной Индии, приняли буддизм, и согласно палийским источникам, именно греческие монахи были эмиссарами царя Ашоки.

«Когда тхера (старейшина) Моггалипутта, провозвестник религии Победителя (Ашоки), заверщил третий собор… он послал четырёх старейшин по разным направлениям… а в Апарантхака („западные страны“ соответствующие Гуджарату и Синдху) он послал грека (ионийца) по имени Дхармараксита». (Махавамса XII).

Есть основания считать, что данные эмиссары достигли Греко-бактрийского царства, однако подтверждений осталось не очень много. Во II веке христианский автор Клемент Александрийский свидетельствует о существовании буддистов (сраманов греч.: «Σαρμάναι») среди бактрийцев (в это время «бактрийцами» назывались восточные греки), и говорит о их влиянии на греческую мысль («Стромата», книга I, часть XV).

Экспансия в Индию (после 180 до н. э.)

Основная статья: Индо-греческое царство

В 180 до н. э.Деметрий, сын Эвтидема, вторгся в Индию через несколько лет после падения династии Маурьев, когда установилаяь династия Шунга, преследовавшая буддизм. Считается, что причиной вторжения было продемонстрировать поддержку государству Маурьев и защитить от преследований буддийскую веру от Шунга.

Деметрий смог продвинуться до столицы империи Паталипутра (современная Патна). Поход завершился в 175 до н. э.. В Северной Индии образовалось новое государство под названием Индо-греческое царство, которое существовало почти двести лет, до 10 н. э.. В этом царстве процветал буддизм, особенно при царе Менандре.

В этот период великого культурного взаимодействия развивался греко-буддизм.

Распад Греко-бактрийского царства и завоевание Бактрии тохарами

Распад царства и поражение Парфии

Социальная база царской власти в Бактрии была крайне узка. Греко-македонская знать рассматривала среднеазиатские области в основном как объект эксплуатации. Это в значительной мере и определило внутреннюю слабость Греко-бактрийского царства. Огромная держава, составленная из органически не связанных между собой частей, уже при Деметрии начинает распадаться. Сыновья Деметрия, назначенные им правителями отдельных областей, чеканили монеты как независимые цари. Около 175 до н. э. в Бактрии произошло восстание Эвкратида, провозгласившего себя царём. За Деметрием остались в основном индийские владения. Вскоре от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма. Примерно в это же время парфянский царь Митридат I захватил Маргиану. Около 162 до н. э. Эвкратид двинулся на завоевание Индии, где власть к этому времени перешла уже к наследникам Деметрия, и захватил значительную часть их владений. При преемнике Эвкратида раздроблённое и ослабевшее Греко-бактрийское царство пало под ударами кочевников.

Нашествия кочевников

Первое нашествие юэчжи (около 162 до н. э.)

По китайским хроникам династии хань, потерпев в 162 до н. э. поражение от гунны (гуннов), кочевники племени юэчжи бежали из Таримского бассейна на запад через предположительно Фергану, и поселились к северу от реки Аму-Дарья на территории современного Казахстана и Узбекистана, заняв часть греко-бактрийской территории.

В дальнейшем юэчжи теснили греков всё более и более. Город Ай-Ханум был полностью сожжён и уничтожен в 140 до н. э., и далее уже не был восстановлен.

Чжан Цянь пишет, что юэчжи обладали войском от ста до двухсот тысяч лучников с обычиями, похожими на обычаи гуннов (сюнну). Чжан Цянь посетил и Бактрию (Да Ся) в 126 до н. э., и описывает страну как полностью деморализованную, несмотря на развитую инфраструктуру городов.

Второе нашествие юэчжи (около 120 до н. э.)

Юэчжи вторглись в бактрию с120 до н. э., видимо по причине того, что их вытеснили с севера Усуни. Юэчжи, в свою очередь, вытеснили скифов в сторону Индии, в результате чего образовалось Индо-скифское царство.

В это время последний царь Гелиокл покинул Бактрию и переместил свою столицу в долину Кабула, откуда он управлял индийскими владениями. Он считается последним греко-бактрийским царём, хотя возможно что именно его наследники смогли продвинуться за Гиндукуш и владели западными землями Индо-греческого царства. Последний из этих царей Гермей правил около 70 до н. э., когда юэчжи вторглись в его территорию Паропамисадов.

Юэчжи оставались в Бактрии ещё более ста лет. Они впитали в себя греческую культуру и стали использовать греческий алфавит для своего языка иранской группы, и их монеты подражали стилю монет Греко-бактрийского царства.

Около 12 до н. э. юэчжи продвинулись дальше в Северную Индию, где они основали Кушанскую империю.

К востоку от Бактрии, на территории Северо-Западной Индии, сохранились мелкие греко-индийские царства, управлявшиеся потомками Эвтидема и Эвкратида.Во времена Гелиокла, последнего царя Бактрии, с севера совершили нашествие кочевые юэчжи. Потомки Эвкратида возможно ещё правили в Индо-греческом царстве

Список правителей

Смотри также

Источники

Ссылки на английском языке

  • «The Shape of Ancient Thought. Comparative studies in Greek and Indian Philosophies» by Thomas McEvilley (Allworth Press and the School of Visual Arts, 2002) ISBN 1581152035
  • «The Oxford Illustrated History of Greece and the Hellenistic World» by John Boardman, Jasper Griffin, Oswyn Murray (Oxford University Press) ISBN 0192854380
  • «The Diffusion of Classical Art in Antiquity» by John Boardman (Princeton University Press, 1994) ISBN 0691036802
  • «Records of the Great Historian. Han dynasty II», Sima Qian, trans. Burton Watson. Columbia University Press. 1993. ISBN 0231081677
  • «Monnaies Gréco-Bactriennes et Indo-Grecques, Catalogue Raisonné», Osmund Bopearachchi, 1991, Bibliothèque Nationale de France, ISBN 2717718257.
  • «Buddhism in Central Asia» by B.N. Puri (Motilal Banarsidass Pub, January 1, 2000) ISBN 8120803728
  • «The Greeks in Bactria and India», W.W. Tarn, Cambridge University Press.
  • «De l’Indus à l’Oxus, Archéologie de l’Asie Centrale», Osmund Bopearachchi, Christine Sachs, ISBN 2951667922
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home