Хуаянь


Буддизм
Культура
История
Люди
Страны
Школы
Храмы
Терминология
Тексты
Хронология
Форум
Портал


В соответствии с Е. А. Торчинов Введение в буддологию

Хуаянь (кит. 華嚴, пиньинь: huáyán, санскр. Avatamsaka), буквально — цветочная гирлянда — традиция философии буддизма махаяны, которая получила развитие в Китае во времена династии тан. В основе традиции лежит санскритское сочинение Хуаянь-цзин (Аватамсака сутра) — собрание нескольких сутр, сведенных воедино в начале нашей эры (видимо, в Центральной Азии). Важнейшей из них для школы Хуаянь была Гандавьюха сутра.

Основатель школы — монах Фацзан(кит. 法藏), или Сяньшоу, 643712, по своему происхождению из Согдианы, хотя родился и жил в Китае. Он считается третьим патриархом Хуаянь, поскольку впервые стал комментировать «Аватамсака сутру» монах Душунь (кит. 杜順, 557640), который при жизни считался, правда, скорее чудотворцем, нежели мыслителем, вторым патриархом был Чжиюань (кит. 智儼).

В молодости Фацзан был членом переводческой группы Сюаньцзана. Однако вскоре он разочаровался в индийском буддизме Сюань-цзана, а позднее в резких выражениях критиковал преемника Сюаньцзана, монаха-философа Куайцзи (Куйцзи), в результате которой его школа резко остабла, а китайский буддизм радикально отошёл от магистральной ветви позднеиндийской буддийской традиции. Сюаньцзан был для Фацзана полухинаянистом, ограничивавшийся познанием феноменов (дхарм), а не Абсолюта, проявляющегося в феноменах. Он категорически отверг йогачаринскую доктрину иччхантиков, провозгласив принцип всеобщего обладания существами изначально пробужденной природой Будды.

Школа Хуаянь — одно из наиболее философски ориентированных направлений китайского буддизма. Это послужило поводом для ее критики со стороны других школ, обвинявших Хуаянь в том, что она пренебрегает буддийской религиозной практикой.

Е. А. Торчинов суммаризирует философию школы Хуаянь так:

Исходный пункт хуаяньской философии, ее доктринальная основа — образ драгоценной сети бога Индры, описанный в «Гандавьюха сутре». Эта сеть была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех камнях. В этом образе последователи Хуаянь увидели метафору «дхармового мира» (дхармадхату; фа цзе), единого и целостного универсума. Объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фацзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала до бесконечности отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае). Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырех базовых положений Хуаянь: «Все в одном и одно во всем» — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе.

Важными категориями философии Хуаянь были ли («принцип», «правило», «норма», «разумность», «резон») и ши («дело», «служить»). Понятие ли выражало идею некоего вечного и неизменного принципа, а ши — его временного, текучего и изменчивого проявления или выражения.

Исходя их махаянского положения о фундаментальном тождестве нирваны и сансары, философы школы Хуаянь рассматривают «принцип» и «вещи» (феномены) как не только связанные, но и сущностно тождественные начала: феномены — это проявления «принципа», его обнаружение; это как бы «выход» «принципа» из его бытия в мир причинно обусловленных факторов.

Школа Хуаянь как самостоятельное направление китайского буддизма приходит в упадок во второй половине IX века, но ее философию заимствует школа Чань в качестве теоретического основания своей созерцательной практики, что подготовил своей деятельностью Цзун-ми. В рамках Чань учение школы Хуаянь сохранилось до настоящего времени.

Школа Хуаянь имела ограниченное распространение в Корее (Хваом) и в Японии (Кэгон). Сейчас в Китае и Японии существует по одному хуаяньскому монастырю, однако хуаяньская философия продолжает тщательно изучаться в многочисленных монастырях школы Чань (Дзэн).

См. также

Ссылки


Школы дальневосточного буддизма
Индия Китай Корея Япония
Дхармагуптака Люйцзун Юльчон Риссю
Сарвастивада Цзюйше Куся
Саутрантика Чэнши Чонджи Дзёдзицу
Мадхъямака Саньлунь Самнон Санрон
Йогачара Фасян Попсан Хоссо
(Татхагатагарбха) Хуаянь Хваом Кэгон
Чань Сеон Дзэн
Тяньтай Чхонтхэ Тэндай
Нитирэн
Цзинту Чонтхо Дзёдо
Ваджраяна Ми-цзун Синин
Чинём-оп
Сингон
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home