Хабад

Хабад, Хабад-Любавич (ивр. חב"ד ‭— от «хохма, бина, даат» — мудрость, разум, знание — названия трёх верхних сфирот в Каббале) — иудейское религиозное движение, разновидность хасидизма, также называется любавичским хасидизмом. Резко выделяется среди других хасидских движений своим особым стилем. По собственным данным на сегодняшний день насчитывает около 100 000 человек. Движение создано ребе Шнеуром Залманом из Ляд в 1772.

Содержание

Суть философии Хабада

Движение Хабад призывает к служению иудаизму и исполнению законов Торы с радостью, которая возникает в результате интеллектуального понимания секретов Торы (хасидизма и Каббалы). Изучение Торы вызывает положительные эмоции. Отсюда и и название «Хабад» — мудрость, ум, знания.

Философия Хабада основывается на рационализации и логическом подходе к мистическим учениям Каббалы и внедрении их в такие рациональные области иудаизма, как религиозный канон Галаха).

Хасидизм Хабада обьясняет (с помощью Каббалы) каким образом при исполнении заповедей Торы, еврей

  • соединяет конечный материальный мир с бесконечностью духовных миров и Создателя;
  • выполняет не только миссию своего существования на земле, но и суть существования всего мира;
  • кульминация проявляется в мессианской эре, приход которой произойдет, когда разделение между материальным и нематериальными мирами разрушится.

Используя многие идеи Каббалы и соединяя их с другими областями иудаизма (например, с Талмудом), Хабад стремится показать философское единство идей иудаизма и связь их с идеей единства Создателя (т.е., проявить иудаизм как настоящий монотеизм), подобно тому, как талмудическое движение Тосафот (Тосфос) доказывало, что, несмотря на многочисленные поверхностные противоречия, Талмуд является единым сводом, в котором на самом деле нет противоречий.

Благодаря усилиям последнего лидера Хабада, обучение иудаизму было распространено во многие страны (включая страны бывшего СССР), где в результате были созданы и развиты еврейские общины. В странах СНГ и Восточной Европы Хабад является крупнейшим иудейским течением.

История

Свою историю, развитие философии и влияния движения Хабад разделяет по периодам, связанным с правлением его лидеров:

Р. Шнеур Залман из Ляд

После смерти своего учителя Магида из Межерича вернулся в Белоруссию и собрал вокруг себя учеников, которые стали ядром будущего любавичского хасидизма. Шнеур Залман стал автором книги Тания (Ликутей Амарим) и Шульхан Арух арав (свод еврейских законов в духе хасидского учения), книги которые легли в основу хасидизма. Р. Шнеур Залман требовал от своих последователей углубленного изучения Торы и работы над собой и видел себя, как советника и духовного руководителя. Он старался также влиять на политическую ситуацию и улучшить материальное положение евреев, за что несколько раз подвергался гонениям и даже был заключен в Петропавловскую крепость. Его попытка найти взаимопонимание с другими течениями в иудаизме не увенчалась большим успехом, вилленский гаон отказался его принять.

Р. Дов-Бер из Любавичей

Перенес центр движения из Ляд в Любавичи. В отличие от р.Аарона из Староселья подчеркивал углубленное изучение Торы и Тании, а не экзальтированное состояние молитвы и попытку достичь единство с Всевышним таким способом. Его учениками были составлены несколько сборников его выступлений.

Р. Менахем-Мендель I Шнеерсон из Любавичей

Последний лидер объединёного хасидизма, автор книги «Цемах Цедек» — комментариев к недельным главам Торы и Талмуду. Ему принадлежит окончательная редакция Тании и других книг р. Шнеура Залмана. Р. ММ старался наладить дружественные отношения со всеми еврейскими лидерами его эпохи.

Р. Шмуэль Шнеерсон из Любавичей

Посвятил свою деятельность борьбе с государственным антисемитезмом назревающим в России и за еврейское образование. Нередко подвергал свою жизнь опасности за свою деятельность.

Р. Шалом Бер Шнеерсон из Любавичей

Создал сеть хабадских иешив Томхей Тмимим. Резко выступал против внедрения аскалы в еврейское образование. Впервые влияние хабада вышло за пределы Белорусси и Литвы, распространившись в Средней Азии и на Кавказе, а также в Америке. Был эвакуирован в Ростов-на-Дону во время первой мировой войны, куда переместился центр движения.

Р. Йосеф Ицхак Шнеерсон из Любавичей

Вскоре после вступления на должность обозначил свою деятельность в направлении создания подпольных еврейских школ на территории Советского союза и назначении подпольных раввинов. Центр движения при нем был в 1920-24 в Ростове, затем в Малаховке возле Москвы, а затем в Ленинграде. Вскоре вступил в открытый конфликт с властями, за что был арестован и посажен в Шпалерскую тюрьму в Ленинграде, затем помилован и сослан в Кострому. Был выдворен из Советского союза в Латвию в 1927, затем переехал в Польшу, а в 1940 в США. Там занялся развитием движения Хабад и его массовым распространением.

Р. Менахем-Мендель II Шнеерсон из Любавичей

Основная статья: Шнеерсон, Менахем Мендель

Видел себя продолжателем дела своего тестя. Продолжил его деятельность по расширению деятельности Хабад в США, поддерживал контакты со своими приверженцами в СССР. Продолжил создание центров движения в крупнейших еврейских общинах мира и в Индии и Таиланде для центрах туристов-евреев. Пользовался уважением как крупнейший еврейский духовный лидер у многих политиков США и Израиля. Внёс свой вклад в решение конфликтных ситуаций в Америке. В его время Хабад начал приобретать все более и более выраженный мессианский характер. Ребе был объявлен мессией, лидером поколения, изо дня в день ждали, что он вот-вот объявит всем ехать в Эрец Исраэль и начнёт процесс мессианского избавления. Хабад начал вести активную мессианскую пропаганду.

Движение Хабад после 1994 года

Смерть ребе в 1994 г. была объявлена частью его последователей временным его «сокрытием». Хабад раскололся на два лагеря — на всё еще верующих в мессианство ребе — «машихистов» — и на признающих его физическую смерть.

Критика Хабад

С самого начала хасидские движение отрицательно относились к Хабаду. Известно проклятие, которое наложил на основателя династии р. Шнеур-Залмана (см. выше) наследник Бешта рабби Дов Бер из Межерича. Представители хасидских династий избегают родниться с членами семьи Шнеерсон, не сватают к ним своих дочерей и сыновей.

В других религиозных кругах к Хабаду относятся скептически, упрекают в отсутствии интеллектуального содержания (рав Джейкоб Нюснер), в попытке захватить монополию на еврейскую жизнь (раввин России Адольф Шаевич, гл. раввин Чехии Сидон).

В обрядах и верованиях Хабада противники усмаривают отклонение от иудаизма, особенно обряд спрашивать совета на могиле ребе, гадание по изданию его писем и т. п.

Глава литовского направления ортодокслаьного иудаизма рабби Элиэзер Менахем Шах назвал Хабад "религией, наиболее близкой к иудаизму".

Вместе с тем, опыт деятельности Хабада по распространению иудаизма изучается и применяется другими религиозными течениями.

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home