Морские термины

Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.

# А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я


А

Аванга́рд (фр. avant — впереди и фр. garde — страж) — часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т. д.

Ави́зо (от итал. avviso — уведомление) — небольшой корабль, применявшийся для разведки и посыльной службы в XVIIIXIX вв.

Авра́л (англ. over all - «все наверх») спешная (по специальному заданию или по тревоге) работа на судне всей командой.

Адмиралте́йство — 1) в XVIIIXIX вв. место постройки, вооружения и ремонта кораблей, где сосредоточены верфи, стапели, доки, мастерские и склады; 2) орган управления флотом.

Акро́столь — декоративная кормовая оконечность.

А́напуть — несколько тросов, закреплённых в просверленном крае марсовой площадки и проходящих через деревянный брусок с отверстиями — анапуть-блок. Нужен для того, чтобы избежать зацепления марселями за марсы. Устанавливался между передней кромкой марса и штагом.

Анкеро́к (нидерл. anker) — деревянный бочонок, емкостью в anker вина. Входит в снабжение шлюпок и служит для хранения запасов пресной воды.

Арте́ль — объединение матросов или солдат в русском флоте или армии в целях организации питания из общего котла, за счет положенных им на продовольствие денег. Хозяйством артели ведал артельщик, избираемый солдатами или матросами. Артельщик утверждался старшим офицером корабля.

Архитектура (лат. architectura, от греч. ἀρχιτέκτων — строитель) — наука, которая изучает типы судов, их конструкцию, проектирование и постройку.

Арьерга́рд (от фр. arriere — задний) — тыловая часть соединения, групп или отрядов кораблей, следовавшая за главными силами флота и прикрывавшая их с тыла.

Ахтерште́вень (нидерл. achtersteven, achter — задний, steven — штевень, стояк) — брус, составляющий заднюю оконечность корабля; к нему подвешивается руль.

Б

Бак (нидерл. bak) — надстройка в носовой части палубы, доходящая до форштевня. Баком раньше называли носовую часть верхней палубы (спереди фок-мачты). Служит для защиты верхней палубы от заливания встречной волной, повышения непотопляемости, размещения служебных помещений и т. д. Бак также обозначает посуду, употребляемую для приема пищи команды на корабле.

Бакштаг — 1) снасть стоячего такелажа (см. бакштаги); 2) курс судна относительно ветра — ветер дует с кормы и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол больше 90° и меньше 180°) Делится на полный бакштаг (ближе к 180°), собственно бакштаг и крутой бакштаг (ближе к 90°)

Бакшта́ги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы, шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр. Идут вбок и несколько назад.

Бакшто́в — трос, выпущенный за корму стоячего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Балктанкер — судно специальной постройки, способное перевозить сыпучие и жидкие грузы.

Ба́ллер — ось вращения руля, скреплённая с пером руля.

Баля́сина — точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа.

Банка — 1) участок дна, глубина над которым заметно меньше окружающих глубин; 2) доска, служащая для сиденья на шлюпке.

Ба́нник — деревянная цилиндрическая колодка со щеткой, наезженная на древко. Служит для очистки канала орудия от порохового нагара.

Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля, служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Барбарский корабль — однопалубный корабль, прототипом которого были так называемые берберийские суда XVIXVII вв., плававшие у берегов Алжира и Туниса. Имел 2 мачты с прямыми и 1 — с косыми парусами. Длина 32-36 м, ширина 7-10 м; вооружение 34-44 орудия.

Барк — трёх-пятимачтовое парусное судно для перевозки грузов с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой, несущей косое парусное вооружение.

Баркалон — парусно-гребное судно длиной около 35 м, шириной до 9 м, осадкой до 2,5 м; вооружение 26-44 орудия.

Бархо́ут — усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии.

Бейдевинд — курс судна относительно ветра: ветер дует с носа и в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол меньше 90°) Делится на полный бейдевинд, собственно бейдевинд и крутой бейдевинд.

Бе́йфут — кусок троса, обшитый кожей, с помощью которого рей или гафель удерживается в обхват у мачты или стеньги. У нижних реев бейфуты бывают железными, с вертлюгами.

Бе́нзель — перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сидением при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

Биза́нь — 1) косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику бизань-шкотом; 2) нижний прямой парус, ставящийся на бегин-рее бизань-мачты.
Слово «бизань» прибавляется к названиям всех частей рангоута, такелажа и парусов, крепящихся на бизань-мачте. Исключение составляет нижний рей, когда на бизани, кроме косого паруса, есть прямые паруса. Тогда рей будет называться «бегин-рей», а к деталям рангоута, находящимся выше марсовой площадки и на стеньгах, добавляется слово «крюйс».

Биза́нь-ма́чта — третья мачта, считая с носа. На четырех и более мачтовых судах — всегда последняя, кормовая мачта. На так называемых «малых» («полуторамачтовых» судах [кеч, иол]) — вторая мачта от носа.

Би́кгед — переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.

Би́мсы — поперечные связи судна, служащие для поддержания палуб; соединяют противоположные бортовые ветви шпангоутов и придают судну поперечную прочность.

Бире́ма — гребной военный корабль с двумя рядами весел.

Би́тенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блинд — парус, который ставили под бушпритом. Привязывался к блинда-рею.

Бли́нда-га́фель или Усы — отводы, горизонтально укреплённые у нока бушприта для разноса стоячего такелажа (утлегарь и бом-утлегарь бакштагов).

Бли́нда-фал — снасть, с помощью которой поднимался парус блинд. Блинда-фал основывался на два одношкивовых блока: один на середине блинда-рея, а другой у топа бушприта.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Блок со сви́тнем — блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дереву или снасти такелажа.

Бло́кшив — корпус разоруженного судна, приспособленный для жилья, хранения запасов и т. д.

Бо́канцы — старинное название шлюпбалок.

Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге.

Бомбардирский корабль — парусный двухмачтовый корабль, вооруженный 12−14 пушками крупного калибра или 2−4 мортирами. Использовался для бомбардировки крепостей и портов. Обладал усиленной конструкцией корпуса.

Бом-брамсель — прямой парус, поднимаемый на бом-брам-рее. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачте — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель.

Бом-утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением утлегаря.

Борт — бок, боковая стенка судна.

Бот — всякое небольшое одномачтовое судно водоизмещением до 60 т, вооруженное 6−8 пушками малого калибра служащее для перевозки значительных грузов. Боты бывают палубные для морских плаваний, беспалубные для прибрежного.

Бо́тик — небольшой бот.

Бо́цман (нидерл. bootsmann) — старший из палубной команды судна. В торговом и вообще гражданском флоте — как правило матрос первого класса.

Боцманма́т — старший унтер-офицер, исполняющий должность боцмана в его отсутствие.

Брам — слово, прибавляемое к названию всех парусов, такелажа и снастей, принадлежащих к брам-стеньге.

Брам-бакшта́ги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков брам-стеньги.

Брам-ги́нцы — маленькие тали, ввязываемые в брам-фал.

Бра́мсель — прямой парус, подымаемый на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель.

Брам-сте́ньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, им же поднимают реи над бом-салинг при постановке брамселей.

Бра́ндер — небольшое парусное судно (по большей части выслуживший срок военный или торговый корабль), которое нагружалось различными горючими веществами и предназначалось для уничтожения неприятельского флота путем поджога его кораблей при сцеплении с ними вплотную.

Брандва́хта (нем. brand — огонь, нем. wacht — караул) — корабль, несущий сторожевую службу у входа в гавань или порт. Ночью на брандвахте выставляется синий дежурный огонь.

Брандску́гель (от нем. Brand — пожар, нем. Kugel — ядро) — зажигательный снаряд корабельной гладкоствольной артиллерии. Состоял из пустотелого чугунного ядра с отверстиями, начиненного зажигательным составом. Применялся с середины XVIII до второй половины XIX века.

Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей).

Бра́шпиль — машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Брейд-вы́мпел — широкий короткий вымпел, поднимаемый на грот-мачте командирами соединений, дивизионов и командирами отрядов кораблей.

Бриг — Двухмачтовый парусный корабль XVIIIXIX вв. с прямым парусным вооружением для дозорной, посыльной и крейсерских служб. Водоизмещение 200−400 т, вооружение 10−24 пушки. Экипаж до 120 человек.

Бригади́р — военный чин, средний между полковником и генералом. В России был введен Петром I.

Бриганти́на (итал. brigantino) — двухмачтовое парусное судно XVIIIXIX вв. с прямыми парусами на передней (фок) и с косыми на задней (грот) мачте. Вооружение 6−8 пушек. В русском флоте XVIII в. — парусно-гребное судно для перевозки грузов и войск. Вооружение 2−3 пушки.

Бронено́сец — корабль второй половины XIX — начала XX века с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой. Броненосцы береговой обороны (водоизмещение до 8000 т) предназначались для боевых действий в прибрежных районах. Эскадренный броненосец (водоизмещение 10000-17000 т)предназначался для морского боя в составе эскадры как главная ударная сила Флота.

Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный сверху мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы.

Бу́гель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бу́гель с обухами — стальное кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для его укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Бу́йреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Букси́р — 1) Трос, при помощи которого буксируют суда; 2) Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.

Були́нь — снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого пapyca.

Бушпри́т — рангоутное дерево, укрепленное на носу судна в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. K бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-го́рдень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

В

Ва́нты (нидерл. want) — снасти стоячего судового такелажа. Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту.

Вант-пу́тенсы — железные цепи или полосы, нижний конец которых крепится снаружи к борту судна, а верхний закладывается за нижние юферсы. Не путать с путенс-вантами.

Ватер-бакшта́ги — снасти стоячего такелажа бушприта, раскрепляющие его в горизонтальной плоскости, идущие к обоим бортам судна.

Ватерве́йс — толстые деревянные брусья палубного настила, идущие по бортам вдоль всего судна. Служат для продольного крепления судна и стока воды.

Ватер-вулинг — крепление бушприта с форштевнем. В старом парусном флоте делались тросовые или цепные. На современных парусных судах заменены железными бугелями и скобами.

Ватерли́ния (англ. waterline) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна.

Ватер-шта́ги — стоячий такелаж бушприта, удерживающий его снизу.

Вельбо́т (нидерл. walboot) — узкая длинная шлюпка с острыми носом и кормой. Название произошло от первоначального типа шлюпки, употреблявшейся китоловами.

Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Веретено́ якоря — массивньй стержень, к нижней части которого прикреплены pora адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Верфь (нидерл. werft) — место постройки судов.

Взять рифы — уменьшить площадь паруса: свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных пapycов; подбирая парус кверху и прихватывая его риф-сезнями к лееру на к рее у прямых.

Водоизмеще́ние — вес корабля в тоннах, то есть количество воды, вытесненной плавающим судном; характеристика размеров судна.

Выбирать слабину троса — обтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Вы́бленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Вымбо́вка — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля вручную.

Вы́мпел (нидерл. wimpel) — длинный узкий флаг с косицами, поднимаемый на мачте военного корабля, находящегося в кампании.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Г

Га́вань (нидерл. hafen) — защищенное место в порту для стоянки, погрузки и выгрузки судов.

Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галеас (от итал. galeazza — большая галера) — парусно-гребной военный корабль в XVIXVII вв. промежуточный тип судна между галерой и парусным кораблем. Длина ок. 80 м, ширина до 9 м, один ряд весел, 3 мачты с косыми парусами, экипаж более 800 чел., вооружение: до 70 пушек и таран.

Гале́ра — гребно-парусное, двух-трехмачтовое военное судно длиной до 60 м с одним рядом весел (50 и более) и трех—четырехугольными парусами, вооруженное надводным тараном, а позднее пушками (до 20). Экипаж доходил до 250 человек. Предназначалось для действия у берегов и в шхерах.

Гале́та — сухарь из ржаной или пшеничной муки, употреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Галио́т (гальот) — парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 т. Использовалось для посыльной и транспортной службы.

Галс — курс судна относительно ветра; если ветер дует в правый борт, то говорят, что судно идет правым галсом, если в левый борт — то левым галсом.

Галфвинд — (голл. halfwind — полветра) курс судна относительно ветра — ветер дует практически прямо в борт (диаметральная плоскость судна образует с линией ветра угол около 90°)

Гарде́ль — снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.

Га́фель (нидерл. gaffel) — рангоутное дерево, подвешенное наклонно к мачте и упирающееся в нее сзади, к которому привязывались некоторые паруса.

Гельмпо́рт — отверстие в корме судна, через которое проходит баллер (ось) руля. Выше гельмпорта баллер руля проходит через гельмпортовую трубу.

Гемам — парусно-гребной фрегат шведского флота. Вооружение: 18-32 орудия.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого пapyca.

Ги́ка-топена́нт — снасти, накладывающиеся на конец гика и служащие для поддержания его в горизонтальном положении.

Ги́ка-шкот - снасть бегучего такелажа; крепится за нок гика, служит для постановки гика с растянутым по нему парусом в положение, необходимое при различных курсах судна.

Главная палуба — третья снизу палуба на больших судах торгового флота.

Ги́нцы — небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-нибудь снасть.

Ги́товы — снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Го́рдень — снасть, проходящая через неподвижный одношкивный блок.

Гребно́й флот (галерный, шхерный) — соединения боевых и вспомогательных судов, основным движителем которых были весла. Предназначался для действий в шхерных районах, лиманах. В состав гребного флота входили галеры, скампавеи, бригантины, дюбель-шлюпки и т. д. См. гребное судно.

Грот — 1) Общее название средней (самой высокой) мачты у парусных кораблей; 2) Прямой парус, самый нижний на второй мачте от носа (грот-мачте), привязывается к грота-грею; 3) Слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-ма́чта — вторая мачта, считая от носа корабля.

Гукор — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60-200 т.

Гюйс — В России: красный Флаг с синим Андреевским крестом, окаймленный белыми полосами, и с белым прямым поперечным крестом. Поднимается на Флагштоке на бушприте (с 8 часов утра до вечерней зари) вместе с кормовым Флагом, но только во время якорной стоянки.

Гюйсшто́к — стойка, на которой поднимается гюйс.

Д

Де́йдве́йт — полная грузоподъёмность судна, выражаемая в весовых метрических тоннах.

Де́йдвуд — кормовая оконечность судна в подводной его части между ахтерштевнем и килем.

Дек (англ. deck) — палуба. Термин применяется к тем из палуб, на которых установлена артиллерия (двухдечный линейный корабль, трехдечный). Деком называлось и верхняя открытая палуба, которая делится на бак, шкафут, шканцы и ют, называлась «квартер-дек», следующая называлась «опер-дек», ещё ниже — «мидель-дек», затем «гон-дек», ещё ниже — «орлоп-дек», или «кубрик», и «трюм».

Де́льные вещи — литые, кованые и другие части и детали оборудования судна. К дельным вещам относятся: кнехты, утки, погоны, киповые планки, винтовые талрепы, леерные стойки, иллюминаторы, тентовые стойки, крышки люков, рымы, клюзы и т. д.

Дислока́ция — расположение войсковых частей в гарнизонах и на фронте.

Ди́рик-фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подьема.

Диффере́нт (фр. difference) — разность углубления носом и кормой; если разность в сторону углубления кормой, говорят, что судно имеет дифферент на корму; в противном случае судно имеет дифферент на нос.

Док (англ. dock) — бассейн, вырытый в земле и сообщающийся с одной стороны с гаванью. Служит для ремонта, окраски, а иногда и для строительства судов.

Драёк — инструмент для такелажных и парусных работ, представляющий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными концами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Дра́йреп — снасть для подъема марса-рея.

Дра́йреп-блок — одношкивовые блоки, привязываемые к марса-рею, через который проходит драйреп.

Дредно́ут — общее название крупных артиллерийских кораблей в начале XX в., предшествовавших линкорам водоизмещением 17800 т, пришедших на смену эскадренным броненосцам. Дано по наименованию самого мощного английского броненосца, построенного в 1905-06.

Дрейф (фр. derive) — отклонение движущегося судна от курса под влиянием ветра или течения; снос судна в сторону при стоянке на якоре.

Дректов — якорный канат шлюпочного якоря (дрека).

Ду́бель-шлю́пка — гребное судно 2-й половины XVIII в., имело палубу, до 20 пар весел, съемную мачту с прямыми парусами, 7-15 пушек, 2-3 из них крупного калибра.

И

Иллюмина́тор (от лат. illuminator — осветитель) — застекленное окно на судне. Имеет круглую или прямоугольную форму, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них. Служит для доступа в судовые помещения света и воздуха.

Иол — небольшое (водоизмещением до 10 т) парусное двухмачтовое промысловое судно. В русском военно-морском флоте конца XVIII — начала XIX века имелись военные полы, вооруженные 1-7 орудиями.

К

Кабельтов (нидерл. kabeltouw) — мера длины, равная одной десятой морской мили, то есть 608 футам, или 185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель на судне брался определенной, одинаковой длины

Каболка — самая тонкая составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или других растений.

Каботаж (фр. cabotage) — плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних навигационных средств кораблевождения.

Калышка — петля на тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.

Камбуз (нидерл. kombuis) — кухня на судне.

Канонерская лодка (канлодка) — артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей. Водоизмещение канлодок: морских — до 2,5 тыс. т, речных — до 1,2 тыс. т. Вооружение канлодок: морских — 2-5 75-152-мм орудий, речных — 1-4 47-102-мм орудий, а также зенитные пушки и пулеметы.

Канонир — рядовой артиллерист в парусном флоте.

Капер — частное лицо, которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях и нейтральных держав.

Каперское судно — в XV-XIX вв. легкое вооруженное мореходное судно частного владельца, снаряженного с разрешения правительства воюющего государства для борьбы против морской торговли противника и тех нейтральных держав, суда которых занимались доставкой неприятелю предметов военной контрабанды. Владелец такого судна получал каперское свидетельство и мог поднимать на корабле или судне флаг того государства, которому служил.

Карбас — гребное промысловое судно среднего раз мера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море, использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало до 70 человек.

Карронада — короткая чугунная пушка.

Картечь — артиллерийский снаряд ближнего действия для поражения живой силы противника на расстоянии до 300 м. В Х-ХХвв. — снаряд, состоявший из цилиндрического корпуса, заполненного круглыми пулями. При выстреле пули разрывали корпус снаряда и снопом разлетались из ствола орудия.

Каюта (нидерл. kajuit) — отдельное помещение на судне для жилья; каюта капитана, механика и т. д.

Кают-компания — столовая и место отдыха командного состава корабля.

Квартир-мейстер — младший унтер-офицер во флоте.

Киль (англ. keel) — основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты; на металлических киль делается из вертикально поставленных листов, скрепляемых полосами углового железа с листами, положенными горизонтально.

Киль-блоки — две подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются шлюпки.

Килевание — наклон судна на бок на столько, чтобы киль вышел из воды.

Киллихтер, Килектор (от нидерл. kiellichter — плавучий грузоподниматель) — судно, оборудованное в носовой части грузоподъемным устройством.

Кильсон — продольная связь на судах с одинарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.

Кип — желоб на щеках, юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке, служащее для проводки троса.

Киповая планка — используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается вертикальный вращающийся роульс.

Клевант — 1) Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не затягивался. 2) Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на которых они поднимаются.

Клетень — слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: на тренцованный и насмоленный трос кладут клетневину по спуску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв таким образом весь трос клетневиной и укрепив ее концы, приступают к наложению клетня (шкимушгар, тонкий линь или проволока) вокруг троса, против его спуска, с помощью полумушкеля.

Кливер — косой треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты.

Клипер — парусно-паровой(винтовой) быстроходный военный корабль. Вооружен 6 − 10 орудиями. Имел водоизмещение от 600 до 1.500 т.

Клотик — деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.

Клюз — отверстие в борту для якорной цепи.

Кингстон (от англ. kingston valve — заборный клапан) — отверстие с клапаном в наружной обшивке подводной части судна для приема или удаления воды.

Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основанием — плитой. Кнехты устанавливаются на палубе в носовой, кормовой части и бортов судна и служат для закрепленил тросов при швартовке.

Книпель — снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.

Кница — деталь из дерева, соединяющая бимсы со шпангоутами.

Кноп — узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца.

Княвдигед — у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.

Колышка — род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.

Комингс — вертикальные стальные листы или деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.

Компас (нидерл. kompass) — основной мореходный инструмент, показывает направление стран света и направление, по которому идет судно.

Конец коренной — условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.

Конец ходовой — условное название того конца троса, к которому приложена тяга, а также конца троса, непосредственно используемого (перемещаемого) при завязывании узла.

Контр-бизань — косой парус, ставящийся на бизань-мачте, верхняя шкаторина которого шнуруется к гафелю, а нижняя растягивается по гику. Термин «контр-бизань» применяется к этому парусу только в случае наличия на бизань-мачте нижнего прямого паруса, устанавливаемого на бегин-рее (см. бизань [2]). Если такого паруса нет, термин «контр-бизань» не используется. В художественной (преимущественно) литературе (как пример - Жюль Верн, «Дети капитана Гранта») этот термин часто неправильно применяется к аналогичному по виду и выполняемым функциям грота-триселю брига.

Кончебас — турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией.

Корабль (греч. κάραβος) — в современной общей терминологии то же, что судно, то есть плавучее сооружение для перевозки пассажиров и грузов, водного промысла, добычи полезных ископаемых, а так же для военных целей. В классификации парусных судов по типу парусного вооружения термин «корабль» является синонимом термина «фрегат». В этой классификации судно с любым другим типом парусного вооружения кораблем не является.

Корабль новоизобретенный — тип военного корабля, применявшегося в русском флоте в период русско-турецкой войны 17871791 гг. Отличался уменьшенными размерами, низкой прочностью корпуса, плохими мореходными качествами.

Корвет (от лат. corbita — корабль) — в XVIII-XIXвв. трехмачтовый корабль водоизмещением 400-600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х годов XIX в. — колесный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение во 3500 т, скорость до 14 уз).

Корма — задняя оконечность судна.

Корсары — частные лица, действующие на хорошо вооруженных легких судах против торгового судоходства с целью разбоя.

Коч — мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников, совершавших плавания для отыскания новых земель и островов.

Кочмара — большая парусная одномачтовая промысловая лодка.

Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной своей поверхности желобок соответствующей толщины для троса.

Кофель-нагель — деревянный иди металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа.

Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.

Крамбол — толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.

Кранцы — плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы борт не попортить.

Крейсер — крупный корабль с сильной артиллерией, торпедным оружием, имеющий большую скорость и дальность плавания. Основное назначение-ведение боя в море с крейсерами противника, разрушение береговых объектов, прикрытие конвоев и десантов, действия на морских сообщениях противника, постановка минных заграждений и т. д. В современном ВМФ имеются противолодочные крейсера.

Крейсировать — нести дозорную службу в определенном районе моря.

Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввязывания шпрюйтов, накладываются на брам-стеньги под брам-такелаж.

Кринолин — площадка, где размещались гребцы.

Крюйс — слово, обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.

Крюйс-рей — второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.

Крюйт-камера (нидерл. kruit-kamer) — пороховой погреб на корабле.

Кубрик — 1) Жилое помещение для команды. 2) Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.

Куттер — самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.

Л

Лаг — прибор ручной или механический для измерения скорости хода судна.

Лансон — одно-двухмачтовое речное судно, предназначавшееся для транспортировки войск.

Ластовые суда — малые суда, обеспечивающие базирование крупных военных судов.

Латинское вооружение — треугольные паруса, которые пришнуровывались своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, подымавшемуся наклонно, то есть задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусного вооружения, дошедший до наших дней почти без изменений.

Левентик — курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в нос. Парусное судно таким курсом идти не может. На парусниках этот курс используется для остановки судна (привести судно к ветру).

Легость — 1) Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2) В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос, используемый для привязыаания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшбот судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения людей за борт во время шторма.

Ликтрос — мягкий трос, которым обшивают кромки парусов.

Линейный корабль (линкор) — 1) в парусном флоте конца XVII — середины XIX в. самый большой трехмачтовый военный корабль с прямыми парусами, с двумя или тремя орудийными палубами, вел бой, находясь в линии (кильватерной колонне). Водоизмещение до 5 тыс. т, вооружение до 130 пушек; 2) в паровом флоте — крупный военный корабль с мощной артиллерией и броней для уничтожения кораблей всех классов в морском бою и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. Водоизмещение 20-65 тыс. т, скорость до ЗЗ уз, толщина брони до 483 мм. Вооружение: 8-12 орудий калибром 280-457 мм, до 20 универсальных орудий калибром 100-152 мм, до 140 зенитных пушек. Экипаж до 2800 человек.

Линек — короткая веревка, с палец толщиной, с узлом на конце, для наказания матросов в старом флоте.

Линия баталии — боевой порядок парусных кораблей, построенных в колонну для артиллерийского боя.

Линь — тонкий растительный трос диамегром oт 3,8 до 11,2 миллиметров, свиваемый из каболок. Для сигнальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели — дополнительные паруса в форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах.

Лисель-реек — реек, к которому пришнуровываеся лисель.

Лисель-спирты — тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Лодья (ладья) — морское и речное парусно-весельное судно славян VIXIIIвв., затем поморов, приспособленное для дальних плаваний. Длина до 20 м, ширина до 3 м. Принимала до 60 воинов. Вооружение: таран, метательные машины. Строительство ладей прекращено в России в начале XVIII в.

Лонг-салинг — два деревянных продольных бруса, прикреплённые к нижней части топа мачты или стеньги и связанные между собой краспицами и чиксами. Служат основой марса или салинга.

Лопарь — трос, основанный между блоками или юферсами.

Лот (нидерл. lood) — свинцовый груз или просто груз, служащий для измерения глубины.

Лотлинь — специальная веревка (линь), на которой подвешивается груз (лот) для измерения глубины.

Лоция — описание морского водоема и руководство для плавания.

Лоцман (нидерл. loodsman) — лицо, измеряющее лотом глубины и потому знающего характер побережья. Проводит суда в порты, через каналы, по шхерам, в других местах, где требуется хорошее знание побережья, проходов, течений, фарватера и т. д.

Люверс — круглая, обметанная ниткой или отделанная медным кольцом дырка в парусе, тенте и т. п.

Люгер — небольшое трехмачтовое военное судно первой половины XIX в. с вооружением 10-16 пушек. Применялись для посыльной службы.

М

Магазин — плавучий склад.

Манильский трос — трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70% и легче на 25%, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и не выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Мантыль — кусок троса, имеющий на одном из своих концов свитень, на другом-коуш. По мантылю ходит одношкивовый блок, имеющий длинный строп. С помощью мантыля тянут стоячий такелаж. Для этой цели закладывают его свитинем на ванту (выше комля), в строп блока закладывают талреп, а в коуш-гак сейталей.

Марка — несколько плотно наложенных один к другому шлагов каболки на конце троса для предотвращения. его расплетания.

Марс (марсовая площадка) — площадка на топе составной мачты, прикрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса стень-вант и местом для некоторых работ при постановке и уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и мелкокалиберные орудия.

Марса-гитовы — одна из снастей бегучего такелажа, с помощью которой убирают марсели.

Марса-драйреп — снасть бегущего такелажа марса-реев. На марса-драй-репах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда марсель закреплен.

Марса-рей — рей, к которому привязывается марсель. Второй снизу рей на мачте.

Марсель — второй снизу на мачте парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем.

Мартин-гик — рангоутное дерево, укреплённое вертикально под бушпритом своим ноком вниз. Служит для разноса снастей стоячего такелажа — утлегарь- и бом-утлегарь-штагов.

Мателот — соседний корабль в строю. Moжет быть передним, задним, левым или правым.

Матрос (англ. seamen) — лицо из состава верхней команды на судне.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Миля морская — морская единица длины, применяемая для измерений на море, равная 1852 м. Cтарая русская миля равнялась 7.468 м.

Монитор — Броненосный башенный корабль береговой обороны с небольшой осадкой. Водоизмещение мониторов: морских — до 8000 т, речных — до 1900 т. Вооружение: 2-3 орудия крупного калибра ( до 381 мм). Получил типовое название по наименованию первого корабля этого класса «Монитор», построенного в США в 1861-62.

Морская сажень — 6 футов (1.83 м).

Мортира — Орудие крупного калибра для навесной стрельбы; длина ствола не более 12 калибров.

Мусинг — кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.

Н

Набор судна — каркас, скелет корпуса судна, состоящий из продольных и поперечных связей.

Нагель — деревянный гвоздь.

Нактоуз — ящик или шкалик, на котором укреплен компас.

Неф — старинное парусное судно, ставшее по мере развития в XVI веке крупным кораблем с прямыми парусами и сильным артиллерийским вооружением; прообраз парусных кораблей.

Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика, гафаля, рея и т. д.).

О

Обводы — внешние очертания корпуса судна, характеризуемые теоретическим чертежом.

Обух — болт, у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней своей части.

Оверштаг — поворот, при выполнении которого курс корабля пересекает направление ветра, при этом корабль пересекает линию ветра носом. Поворот с юго-восточного курса на юго-западный при южном ветре будет поворотом оверштаг. Часто используется при движении галсами. Любой поворот парусного судна (оверштаг или фордевинд [см.]) сопровождается сменой галса. Любой другой маневр парусника поворотом не считается.

Огон — кольцо из троса, сделанное на конце или в середине его. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутвое дерево.

Октан — угломерно-отражательный мореходный инструмент.

Оплетка — конец снасти, заплетенной особым способом для предотвращения его от развивки. Обычно оплетками раделываются концы всего бегучего такелажа кроме того, оплетками покрывают сплесни на такелаже и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.

Орудийный расчет (орудийная прислуга) — личный состав, обслуживающий артиллерийское орудие согласно боевому расписанию.

Осадка судна — отстояние от грузовой ватерлинии самой нижней точки выступающей части судна.

Отдать конец — отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить его, если он держится в руках: отвязать и отпустить конец с берега или с другого судна.

Отсеки — внутренние помещения на судне, разделённые между собой поперечными или продольными водонепроницаемыми переборками.

Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой стрелы, с помощью которого грузовая стрела поворачивается вокруг вертикальной оси и закрепляется в нужном положении.

П

Пал — чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых в грунт, за которые заводятся швартовы.

Палуба — горизонтальный ярус корабля. Начиная сверху имели следующие назначения: квартер-дек — открытая палуба для управления судном; опер-дек — верхняя батарейная палуба;мидель-дек — средняя батарейная палуба; орлопдек — палуба жилых и служебных помещений;трюм — самая нижняя палуба. Встречаются другие наименования палуб.

Пароходофрегат — военный корабль переходного периода от парусного к паровому флоту, имевший в качестве двигателя паруса и паровую машину.

Пакетбот — двухмачтовое парусное судно для перевозки почты и несения посыльной службы. Водоизмещение 200-400 т, вооружение от 12 до 16 пушек.

Пеленгатор — прибор, установленный на компасе, служащий для взятия пеленгов или направлений на земные предметы или небесные светила.

Пеньковый трос — растительный трос, изготовленный из волокон луба конопли.

Перлинь — трос кабельной работы, окружностью от 4 до 6 дюймов (102 − 152 миллиметра).

Перо руля — действующая часть руля.

Перты — закрепленные под реями тросы, на которых стоят работающие на реях люди.

Пинка — парусное коммерческое судно в Северной Европе вместимостью около 200 т. В XVIII веке пинки использовались в качестве военных судов на Балтийском море.

Планшир — самый верхний брус на фальшборте палубных судов (фальшборт - продолжение борта выше открытой верхней палубы).

Пластырь — устройство для временной заделки повреждений в подводной части корпуса судна. Мог изготавливаться из нескольких слоев парусины водоупорной пропитки или из нескольких слоев досок с парусиновой прокладкой.

Плашкоут — плоскодонная барка с высокими бортами; употреблялась для промежуточных опор наплавных мостов. Плашкоутные мосты удобны тем, что их в любой момент можно отвести в стороны, чтобы освободить часть или всю ширину реки.

Погонное орудие — орудие на парусных судах, установленное для стрельбы прямо по носу.

Подпёрток — короткие шкентеля, поддерживающие перты по всему рею в нескольких местах.

Полубак — носовая надстройка на баке корабля.

Полуют — возвышенная часть кормовой оконечности корабля или дополнительная палуба над ютом.

Понтон (от лат. ponto — мост на лодках) — плавучее сооружение для поддержания на воде различных устройств за счет собственного запаса плавучести.

Порт — герметически закрывающиеся вырезы в бортах судов.

Прам — плоскодонное артиллерийское парусное судно XVIII в. Вооружение от 18 до 38 пушек применялось для действий на мелководье, у берегов и в реках против крепостей и береговых укреплений

Привальный брус — часть продольного набора, верхний стрингер: брус, идущий вдоль судна и крепящийся к шпангоутам; на него кладутся концы бимсов.

Прихватить — слегка закрепить; наскоро привязать. Прихватить что-либо каболкой — это значит подвязать временно.

Прорезание строя (линии баталии) — тактический прием кораблей парусного флота, позволявший нарушить линию баталии противника и сосредоточить усилия против отсеченной части его сил. В момент прохождения между двумя вражескими кораблями, находящимися в линии баталии, корабль, прорезающий строй, получал возможность вести сильный огонь артиллерией обоих бортов одновременно против двух кораблей противника. Огнем поражались носовая и кормовая части двух кораблей противника, личный состав, находящийся на верхней палубе, а также рангоут вражеских кораблей. С другой стороны, огонь противника был в этот момент слабым, так как носовых и кормовых орудий на парусных судах было во много раз меньше, чем бортовых орудий. Прорезание строя противника в нескольких местах давало возможность атаковать его окруженные суда с двух сторон — «взять противника в два огня». Этот тактический прием наиболее успешно применялся в русском (адмиралы Ф. Ф. Ушаков и Д. Н. Сенявин) и английском (адмиралы Д.Родней и Г.Нельсон) флотах.

Прядь — вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок. У стальных тросов пряди свиваются из оцинкованных проволок.

Путенс-ванты — связи, идущие от вант из-под марса к боковым его кромкам; служат для укрепления кромок марса и не дают ему выгибаться вверх от стеньтяги стень-вант.

Р

Раздернуть снасть — полностью отпустить, ослабить снасть.

Рангоут (от нидерл. rondhout — круглое дерево) — на судах парусного Флота под рангоутом подразумевались деревянные или металлические детали вооружения судов, предназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъемы сигналов и т. д. (мачты, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт, стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутным деревом (рангоутными деревами). Затем все главные части рангоута (мачты, бушприт, реи) стали изготавливать из стали или композитов.

Растительный трос — трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавы, кокоса и др.)

Рей — рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бейфута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Рейд — часть акватории порта для якорной стоянки судов. Внешний рейд не имеет защиту от ветра и волн; внутренний рейд защищен естественными или искусственными преградами от ветра и волн.

Риф-бант — полоса парусины, нашиваемая на парус параллельно его нижней шкатоине, для увеличения прочности паруса в тех местах, где основан риф-штерт или сезни.

Риф-леер — снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса, риф-сезенями при взятии рифов.

Риф-сезень — конец, сплетенный из шкимушки. Один конец его имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.

Риф-штерты — короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных судах.

Ростры — совокупность запасных рангоутных деревьев на парусном судне. Весь запасной рангоут складывался вместе на шкафуте. Рострами в последствии стали называть часть палубы средней надстройки, где размещались шлюпки. Ростры над главной палубой поддерживают пиллерсы.

Роульс — каток, отлитый из чугуна или стали, или выточенный из крепкого дерева и свободно вращающийся на оси. Роульс ставится, например, в киповых планках ил отдельно для направления троса, для поддержки рулевых штанг и т. д.

Руль — вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота судна в ту или иную сторону.

Румб — направление из центра видимого горизонта к точкам его окружности. Весь горизонт, как и картушка, делится на 32 румба. Румб обозначает также угол между двумя ближайшими целыми румбами. В этом смысле 8 румбов равны 90 градусов, а 1 румб равен 11 градусов. В наше время счет идет не на румбы, а на градусы.

Румпель (от нидерл. roerpen, roer — весло, руль) — часть рулевого устройства корабля. Передает крутящий момент от усилия, создаваемого рулевой машиной или вручную.

Рундук — ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей.

Руслени — площадки по наружным бортам парусного судна, расположенные на уровне верхней палубы против мачт. Служат для разноса вант, которые скрепляются вант-путенсами.

Рыбины — деревянные щиты из реек, которые укладываются на дно шлюпки в целях предохранения обшивки от порчи ногами.

Рым — металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, а также на причалах и набережных.

С

Салинг — деревянная или стальная конструкция, служащая для соединеяия стены и с ее продолжением в высоту — брам-стеньгой, а брам-стеньги с бом-брам-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лонга-салингов двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспиц и короткого бруса, параллельного краспицам, — чака.

Свайка — железный конический гвоздь (иногда изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других тажелажных работ.

Свистов — тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в гнезда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест, в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того, чтобы мо! жно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, как и за вымбовки.

Свитень — конец троса, заплетённый косой.

Сезень — плетёнка с очком на одном конце и косой — на другом. В зависимости от назначения или места носит различные наименования; например, риф-сезень.

Сей-тали — тали, основанные между двухшкивным и одношкивными блоками. Применяются для обтягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Скампавея — русская малая галера начала XVIII в. для операций в шхерах, имела до 18 пар весел и 1-2 мачты с треугольными парусами, 1-2 пушки малого калибра. Перевозила до 150 человек.

Скоба якоря — скоба, введенная своим болтом в проушину веретена якоря; служит для крепления к якорю цепного каната.

Слабина троса — провисание, излишек нетуго натянутой снасти.

Снасти — вырубленные тросы для, применяемые для подъема (уборки) парусов и управления ими, а также для такелажных и других работ.

Сорлинь — линь или цепь; крепится одним концом к передней кромке или к выдающейся над водой верхней части пера руля, а другим — к судну. Назначение сорлиня — удержать руль, если он соскочит с петель.

Спардек — верхняя лёгкая палуба, простиравшаяся от форштевня до ахтерштевня и располагавшаяся выше главной палубы. В настоящее время спардеком часто называют средние надстройки на судах.

Сплесень — соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса.

Стаксели — косые паруса треугольной формы.

Стандерс — пустотелая литая высокая стойка, в которую вставляется шлюпбалка или трапбалка, не проходящие сквозь палубу судна.

Стапель — сооружение для постройки судна и спуска его на воду.

Старн-тимберсы — брусья в корме деревянного судна, идущие выше транцев.

Стень — сокращение слова «стеньга»; прибавляется к названию деталей, принадлежащих стеньге; например, стень-ванты, стень-штаги и т. д.

Стеньга (нидерл. steng) — продолжение верхнего конца судовой мачты, служащее для крепления радиоантенн, сигнальных реев, судовых огней, гафелей, парусов.

Стень-бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие стеньги.

Стень-ванты — снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеньга удерживается с боков и чуть сзади.

Степс — гнездо, в которое вставляется мачта своим шпором.

Стоячий такелаж — такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стравливать — ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.

Стрела грузовая — приспособление для погрузки и выгрузки грузов. Изготовляется из дерева или металла и оснащается такелажем из стальных или растительных тросов.

Стренди — составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.

Стрингер — продольная связь набора корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.

Строп грузовой — приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно служившее для перевозки людей и грузов.

Схватка — временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.

Т

Такелаж — общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной — бегучим.

Тали — грузоподъемное приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного), соединенных между собой тросом, один конец которого укреплен неподвижно у одного из блоков.

Талреп винтовой — приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

Танкер — грузовое судно, предназначавшееся для перевозки в цистернах, нефти, бензина и других жидких грузов.

Таран — 1) выступ в подводной части корабля гребного флота; 2) тактический прием морского боя — удар в борт судна противника своим тараном, в результате которого образовывалась пробоина и судно противника тонуло или выходило из строя.

Тимберовка — капитальный ремонт парусного судна.

Тимберс — правая или левая ветвь шпангоута.

Топ — верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топенант — снасть бегучего: такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Траверз — направление, перпендикулярное к курсу судна.

Транец — нижняя часть прямой кормы, набранная горизонтальными балками; на шлюпках — доска, образующая корму, к которой крепится наружная обшивка.

Травить — выпускать, ослаблять трос или снасть.

Трап — лестница на корабле.

Трап-балка — балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.

Трекатр — небольшое парусное транспортное судно грузоподъемностью до 100 т.

Тренд — место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.

Тренцевание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название «трень», чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.

Трисель — косой четырёхугольный парус, верхней шкаториной шнурующийся к гафелю, а нижней растягивающийся по гику.

Трисы — брасы блинда-рея.

Тросы — общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские, кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые). На военных кораблях тросы используются для стоячего и бегучего такелажа, для буксирных концов и швартовов, в погрузочных устройствах, в минно-траловом деле, для крепления предметов на коробле, такелажных работ и др.

Трюм — внутреннее помещение корабля, лежащее ниже самой нижней палубы.

Тяжеловес — 1) Грузовое место массой 10 т. и более; 2) Грузовая стрела для подьема грузов массой более 10 т.

У

Удама (ундема, удема) — шведское судно галерного типа с откидными надводными бортами, которые в тихую погоду или в бою опускали для постановки весел или орудий. В свежую погоду борта поднимались. Длина 31 м, ширина 10 м, осадка 1,83 м. Вооружение: 16 пар весел, 10 12-фунтовых пушек. Экипаж 100-110 чел.

Узел — единица скорости судна, соответствующая одной морской миле в час (1852м).

Усы — приспособления в виде изогнутых рогообразных наделок, привёрнутых к пятке гафеля или гика и охватывающие с двух сторон мачту. Служат для подвижного соединения с мачтой. Усы бывают деревянные и металлические, обшитые кожей. Придерживаются у мачты тросом, называемым бейфутом или вертлюгом.

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту.

Утка — точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг-файлов, фалиней.

Ф

Фал — снасть, служащая для подъема некоторых рей, парусов, сигнальных флагов и т. д. В каждом случае к этому слову прибавляется термин, соответствующий предмету, поднимаемому Ф., например марса-Ф. — Ф., поднимающий марса-рей; кливер-Ф. — снасть, поднимающая верхний угол кливера; Ф. для флага или флаг-Ф. — снасть, на которой поднимаются флаги, и т. д.

Фалинь — трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Служит для привязывания шлюпки к пристани, судну или т. п.

Фалреп — тросы, заменяющие поручни у входных трапов судна. По морским традициям (XIX век), эти тросы держат в руках матросы (фалрепные), назначаемые для этого, при входе офицеров или почетных лиц на судно. Сообразно с положением вступающего на судно назначается и число фалрепных, напр. для встречи обер-офицера — 2, для штаб-офицеров и выше или гостей — 4. В последнем случае двое становятся на палубе, двое стоят на нижней площадке и помогают при входе встречаемого лица взобраться с шлюпки на трап.

Фальшборт — продолжение борта выше открытой верхней палубы. Служит ограждением, предохраняющим от падения за борт. Сверху фальшборта укрепляется планширь, а в фальшборте делаются вырезы для швартовых клюзов.

Фиорд — узкий и вытянутый в длину, глубокий, часто разветвленный морской залив с крутыми и высокими берегами.

Флагман (нидерл. vlagman) — командующий соединением военных кораблей (эскадрой, дивизией), сокращенное название флагманского корабля.

Флагшток — верхняя часть самой верхней стеньги. На флагштоке поднимается флаг. На кормовом флагштоке (стойке в оконечности кормы) поднимается кормовой флаг.

Флот — оперативное объединение военно-морского флота, предназначенное для ведения военных действий на морском (океанском) театре.

Флотилия (фр. flottille) — оперативное объединение флота. Флотилии бывают морскими, озерными, речными.

Фок — прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Фок-мачта — передняя мачта на двух и более мачтовом корабле, то есть первая, считая от носа к корме.

Фордевинд — 1) курс судна относительно ветра: ветер дует прямо в корму (попутный ветер); 2) поворот судна (поворот фордевинд, через фордевинд), когда линия ветра пересекается кормой. Любой поворот парусного судна связан с изменением галса. Другие маневры парусного судна поворотом не считаются.

Фор-марса-рей — горизонтальное дерево рангоута, несущее парус марс на Фок-мачте.

Фока-рей — нижний рей на фок-мачте.

Фор — слово, прибавляемое к наименованиям реев, парусов, и такелажа, находящимся выше марса и фок-мачты.

Фордун — снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордунов крепятся к бортам судна, позади вант и бакштагов.

Форштевень — брус, образующий переднюю оконечность судна (продолжение киля в носовой части).

Фрахт — плата за перевозку грузов, взимаемая судовладельцами.

Фрегат — трехмачтовый парусный корабль с мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек, располагавшихся в двух палубах). Был меньше линейного корабля, но имел большую скорость. Предназначался для дальней разведки и крейсерства.

Х

Хват-тали — служат для подъёма мелких тяжестей, для подтягивания снастей, уборки трапов и т. п. Основываются между двухшкивными и одношкивными блоками.

Ч

Чайка — беспалубный плоскодонный челн запорожских казаков XVIXVII вв. в виде огромной выдолбленной колоды, по бортам обшитой досками. Длина около 18 м, ширина и высота бортов до 4 м. Снаружи бортов для увеличения остойчивости и плавучести крепился камышовый пояс. Челн имел поперечные переборки и скамьи, мачту с парусом, 10-15 пар весел, но совой и кормовой рули, вмещал до 70 человек. Вооружение 4-6 фальконетов (пушки калибром 30 мм).

Чиксы — наделки в виде толстых досок, прибитых к мачте с боков, ниже топа. Служат для поддержания лонга-салингов.

Ш

Шаутбенаит (от нидерл. schaut bej nacht — ночной наблюдатель) — адмиральский чин в русском Флоте в первой половине XVIII века: соответствовал чину контр-адмирала. В походе находился на головном корабле и следил за обстановкой.

Швартов — растительный или стальной трос, с помощью которого судно, закрепляется у причала (швартовный трос).

Швартовка — подход и закрепление судна с помощью канатов (тросов) к причалу, пирсу, стенке или набережной, или к другому судну.

Швартовное устройство — шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого с дна.

Швиц-сарвень-строп — строп, при помощи которого стягиваются нижние ванты под марсом, когда путенс-ванты крепятся к нижним вантам.

Шебека — небольшое трехмачтовое парусно-гребное судно с косыми парусами; использовалось в средние века на Средиземном море для посыльной службы и перевозки грузов; 2) русский парусно-гребной трех мачтовый корабль второй половины XVIII в., имел до 20 пар весел и от 30 до 50 пушек малого калибра.

Шитик — небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями или виней (прутьями можжевельника и ели). Длина 10 м, ширина до 4 м.

Шканцы — самый верхний помост или палуба в кормовой части парусного судна, где находились вахтенные офицеры и устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля между грот- и бизань-мачтами. Шканцы считались почетным местом на корабле: там зачитывались перед строем манифесты, приказы, приговоры. На шканцах запрещалось садиться и курить всем, кроме командира (капитана) корабля и флагмана.

Шкаторина — кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкафут (от нидерл. schavot — стеллаж, эшафот) на кораблях и судах — часть верхней палубы от фок-мачты до грот-мачты. В парусном флоте так называли широкие доски, уложенные горизонтально вдоль бортов деревянных парусных кораблей для прохода с бака на квартердек или шканцы.

Шкентель — короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами — растительный трос, на котором через каждые 30−40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы — короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых оснований подвеской койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкив — колесо, сделанное из металла или бакаута,- насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Шкимушгар — однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.

Шкипер (нидерл. schipper) — содержатель корабельного имущества и материального снабжения военного корабля, капитан коммерческого парусного судна.

Шкот — снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шлаг — петля троса, образующаяся при обнесении его вокруг какого-либо предмета.

Шлагов — железный или деревянный брус, вставленный в шпор стеньги для удержания её на месте.

Шлюп (малый корвет) — трехмачтовый военный корабль второй половины XVIII — начала XIX в. с прямым парусным вооружением. Водоизмещение до 900 т. вооружение 10-28 пушек. Использовался для дозорной и посыльной служб и как транспортное и экспедиционное судно.

Шлюпбалки — стальные либо деревянные прямые ил изогнутые балки с талями, укреплёнными у бортов судна; служат для спуска шлюпок на воду и их подъёма.

Шмак — двухмачтовое грузовое судно первой поло вины XVIII в.: использовались на Балтийском и Каспийском морях.

Шнека (шняка) — плоскодонное беспалубное поморско-новгородское парусно-гребное рыболовецкое судно, имевшее одну-две мачты с прямыми парусами; полни мало более 2 т груза.

Шнява — небольшое двухмачтовое торговое или военное судно XVIIXVIII вв.. похожее на шхуну. Водоизмещение до 150 т, вооружение 14-18 пушек малого калибра. Экипаж до 80 человек. Предназначалось для разведочной и посыльной служб.

Шпангоут — ребро судового остова (от голл. «шпант» — ребро + «гоут» — дерево. На малых деревянных судах делаются из деревьев, имеющих уже естественную кривизну; на больших собираются из отдельных кусков дерева — футоксов; на металлических — из угольников, приклепанных к обшивке. Шпангоут имеет правую и левую части — правый и левый тимберсы; каждый из тимберсов делится на нижнюю часть — флортимберс и верхнюю — топтимберс.

Шпиль — большой ворот с вертикальной осью, служащей для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

Шпринг — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь — цепь, для удержания судна в заданном направлении с целью наиболее эффективного использования бортовой артиллерии.

Шрапнель — артиллерийский снаряд, снаряженный готовыми поражающими элементами (сферические пули, стержни и др.), с дистанционным взрывателем и дымообразующим составом. Обладал значительной эффективностью для поражения живой силы. Утратил значение в начале 40-х годов XIX в., уступив место осколочным и осколочно-фугасным снарядам.

Штаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.

Штандарт — флаг главы государства, поднимаемый в месте его пребывания. Официально принят при Петре I.

Штевень — прочный брус в носовой и кормовой оконечностях корабля.

Штерт — короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Штормтрап — веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служашая для подьема на корабль.

Штуртрос — трос, основанный между штурвалом и румпелем и проходящий через ряд неподвижных блоков. Служит для передачи усилий от штурвала к румпелю и через него к рулю.

Штурман — помощник капитана, специалист по кораблевождению.

Шханечный журнал — основной официальный документ на судах русского парусного флота. В шханечный журнал непрерывно, с момента вступления судна в кампанию, в хронологической последовательности записывались все события, происходившие на судне во время плавания или его стоянки на якоре. В 1869 г. был переименован в вахтенный журнал.

Шхеры (от швед. skaren — скала, помеха) — скопление в прибрежном районе небольших, в основном скалистых островков, разделенных узкими проливами, надводных и подводных скал и камней. Распространены у берегов Финляндии, Швеции, Норвегии, Шотландии, Канады и др. Ширина шхер до 100 миль.

Шхетбот — небольшое мелкосидящее парусно-гребное судно для плавания и военных действий в шхерах.

Шхуна — парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.

Э

Эзельгофт — деревянная или металлическая соединительная обойма с двумя отверстиями. Одним отверстием надевается на топ мачты или стеньги, а во второе выстреливается (пропускается) стеньга или брам-стеньга.

Энтер-дрек — небольшой ручной якорь-кошка. При абордаже бросался на неприятельское судно для более надежного сцепления с ним.

Эскадра (от фр. esсadre) — крупное соединение военных кораблей различных классов.

Ю

Ют — кормовая часть верхней палубы судна или кормовая надстройка на судне.

Юферс — круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

Я

Якорь — приспособление для удержания судна на месте.

Ял (от нидерл. jol) — относительно короткая и широкая гребно-парусная судовая шлюпка с транцевой кормой.

Источник

http://grinda.navy.ru/sailship

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home