Вандал (танкер)

«Вандал»российское речное нефтеналивное судно (танкер). «Вандал», построенный в 1903 году был первым теплоходом в мире.

История

В конце XIX века работавший на «Товарищество братьев Нобель в Росси» шведский инженер А. Карлс проинформировал своего работодателя о публикации Рудольфом Дизелем книги, в которой он описывал изобретённый им новый тип двигателя внутреннего сгорания (который позднее стали называть дизелем в честь изобретателя).

Нобели, занимавшиеся разработками нефтяных месторождений заинтересовались новым изобретением, и уже в 1898 году ими был приобретён патент на двадцатисильный дизельный двигатель.

В течении последующих лет инженеры фирмы Нобелей работали над улучшением дизельного двигателя. К 1902 году им удалось разработать двигатель, пригодный к использованию на судах.

Постройка первых теплоходов в мире началась в 1902 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Было заказано сразу три однотипных судна — «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Эти суда являлись танкерами, предназначавшимися для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург (через Мариинскую систему). Прочный корпус позволял этим судам ходить по Онежскому и Ладожскому озёрам.

Первым из трёх судов построен был «Вандал». В 1903 году корпус судна был отбуксирован в Санкт-Петербург, где на него были установлены двигатели.

Судовая двигательная установка показала себя хорошо во время испытаний, но в первом же рейсе «Вандал» стал жертвой аварии. После ремонта «Вандал» проработал на Волге ещё десять лет. Однотипный «Сармат», который также вступил в эксплуатацию в в 1903 году, проработал до 1923 года.

Благодаря положительному опыту, полученному в ходе эксплуатации первых теплоходов в России начало быстро развиваться теплоходостроение. К 1914 году в России работало уже около двухсот теплоходов. По этому показателю Россия заметно опередила заграницу, где первые теплоходы начали строить только в 1911 году (в Германии) и в 1912 году (в Великобритании и Дании)

Конструкция и устройство

Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх трёхцилиндровых четырехтактных компрессорных дизельныйх двигателей мощностью по 120 л.с. каждый, и элекрической передачи. Двигатели были нереверсионными, но благодаря электричесокй передаче судно могло двигаться задним ходом. Также электрическая передача обеспечивала высокую манёвренность, так как можно было плавно регулировать скорость судна, однако при передаче терялось 15 % мощности дизельного двигателя. Электрическая передача состояла из трёх электрогенераторов и трёх электродвигателей, которые приводили в движение три гребных винта.

Размеры «Вандала» — 74,5 м в длину и 9,5 в ширину. Судно брало на борт 820 тонн груза и развивало скорость в 13 км/ч. Корпус плоскодонный, машинное отделение распологалось посередине корпуса, танки для нефти размещались спереди и сзади от машинного отделения.

Источники

  • «Речное судоходство в России». Авторский коллектив: М. Н. Чеботарев, М. Д. Амусин, Б. В. Богданов, В. А. Иваницкий, Е. И. Честнов. Текст на сайте «Библиотека Александра Соснина»
  • Ausgedampft – der Anfang vom Ende der Dampfschiffe
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home