Мурнау, Фридрих Вильгельм

Фридрих Вильгельм Мурнау (нем. Friedrich Wilhelm Murnau; 28 декабря 188811 марта 1931) — выдающийся немецкий кинорежиссёр эпохи немого кино.

Биография

Фридрих Вильгельм Плумпе (Plumpe) родился 28 декабря 1888 года в г. Билефельд в Германии. Изучал историю искусств в Гейдельбергском и Берлинском университете. Его псевдоним «Мурнау» происходит от названия немецкого городка Мурнау. Творческую деятельность начал как театральный актёр, обучался актёрскому мастерству в театральной школе Макса Рейнхардта, с 1914 года работал помощником режиссёра в его труппе. После начала Первой Мировой войны стал боевым пилотом.

Работать кинорежиссёром начал после окончания войны. Первый фильм — драма «Мальчик в голубом» (Der Knabe in Blau, 1919; другое название — «Смарагд смерти»). Среди ранних фильмов Мурнау выделяется «Голова януса - трагедия на грани действительности» (Der Januskopf - Еine Tragödie am Rand der Wirklichkeit, 1920; другие названия — «Ужас», «Тайна сэра О’Коннора»), вольная экранизация сюжета «Странного случая доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона.

Всемирную славу Ф. В. Мурнау принёс во многом революционный для своего времени экспрессионистский фильм «Носферату: Симфония ужаса» (Nosferatu, eine Symphonie des Grauens, 1922). Титульную роль в этой фантазии на тему романа Брэма Стокера «Дракула» сыграл Макс Шрек. Творение Мурнау породило собственную кинематографическую традицию, которая продолжается и по сей день — прямым её продолжением являются, например, фильмы «Носферату: Призрак ночи» Вернера Херцога (1979) и «Тень вампира» Э. Элиаса Мериджа (2000).

В фильме «Призрак», поставленном по роману Герхарта Гауптмана, Мурнау использует новаторский приём «субъективной камеры», когда фильм снимается как бы «из глаз» персонажа. Его герой — мелкий чиновник с большим воображением, который часто видит реальность приукрашенной своими безудержными фантазиями.

Ещё одной вершины Мурнау достигает в фильме «Последний человек» (Der letzte Mann, 1924), беститровой камерной драме о старом швейцаре (классическая роль Эмиля Яннингса), уволенном со службы и переживающем сложнейший психологический кризис. Этот фильм часто называют лучшим и самым глубоким произведением режиссёра.

Затем Мурнау обращается к экранизациям классики и ставит фильмы «Тартюф» (Herr Tartüff, 1926) и «Фауст» (Faust — Eine deutsche Volkssage, 1926), в каждом из которых вновь блистательно играет Эмиль Яннингс.

В том же 1926 году Мурнау переезжает в США и начинает работать в Голливуде. Его первым американским фильмом становится «Восход» (Sunrise: A Song of Two Humans, 1927) — притча о человеке, который ради любви к другой женщине пытается убить свою жену. Сразу после основания премии Американской Киноакадемии фильм получил её в нескольких номинациях (в том числе и с формулировкой «Выдающаяся художественная постановка») и впоследствии неоднократно включался в списки наиболее значительных кинофильмов всех времён.

Следующие фильмы Мурнау «Четыре дьявола» (Four Devils, 1928) и «Городская девушка» (City Girl, 1930) пришлись на кризисный для кино этап перехода от немого кино к звуковому и не имели значительного успеха.

Последней работой Мурнау стал полнометражный документальный фильм «Табу» (Tabu, 1931), который он начал снимать на островах в южной части Тихого океана вместе с Робертом Флаэрти, однако из-за творческих разногласий с последним вынужден был заканчивать работу над картиной один.

Премьеры этого фильма Мурнау уже не увидел — 11 марта 1931 года он погиб в автомобильной катастрофе в Санта-Барбаре.

Интересные факты

  • По воспоминаниям современников, Мурнау был очень высок — выше двух метров ростом.
  • Похороны Мурнау состоялись в Берлине. На церемонии присутствовали Роберт Флаэрти, Грета Гарбо, Эмиль Яннингс. Прощальную речь произнес Фриц Ланг.
  • Фридрих Вильгельм Мурнау стал одним из двух главных персонажей фильма Э. Элиаса Мериджа «Тень вампира» (2000) — философско-фантастической версии истории съёмок «Носферату». Роль Мурнау в этом фильме блистательно исполнил Джон Малкович.
  • Фильм Мурнау «Табу» о жизни туземцев тихоокеанских островов был изуродован цензурой из-за постоянно попадающих в кадр ничем не прикрытых грудей туземных женщин. В одном из начальных эпизодов фильма Питера Джексона «Кинг-Конг» есть прямой намек на эту историю — один из продюсеров говорит о том, что «в таких фильмах зрителям нужны только голые сиськи».

Ресурсы в сети

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home