Ацтеки

Ацте́ки — индейская народность центральной Мексики в XIV—XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей народа был город Теночтитлан, расположенный на берегу озера Тескоко (Texcoco), в месте, где сейчас располагается город Мехико.

Содержание

Терминология

На языке науатль, родном языке Ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «кто-нибудь из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере.[1] Однако сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «теночка» и «тлальтелолька» — в зависимости от города происхождения.

Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, был предложен Александром фон Гумбольдтом (Alexander von Humboldt) и заимствован мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения.

Термин «меши́ка», от которого происходит слово «Мексика», неизвестного происхождения. Высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «солнце» в языке науатль, имя лидера ацтеков Мешитли, тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья (исп. Miguel León-Portilla), предполагает, что это слово означает «середина луны» от слов metztli (луна) и xictli (середина).

Легенды и традиции

Основная статья: Мифология ацтеков

Культура ацтеков связывается с культурным комплексом, известным как науа (nahua) из-за общего языка. Согласно легенде, различные группы, которые впоследствии стали ацтеками, пришли с севера в долину Анауак около озера Тескоко. Место расположения этих долины и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико, но достоверно неизвестно, откуда происходит народ ацтеков.

Легенда гласит, что предки ацтеков пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, последнего из семи науатлаков (nahuatlaca, науатль — говорящие племена, от слова «tlaca», означающего «человек»), чтобы совершить путешествие на юг. По легенде, ацтеков вел бог Уицилопочтли (Huitzilopochtli), что означает «колибри-левша». Когда они прибыли на остров на озере, они увидели орла, сидящего на кактусе и поедающего змею, — образ, который соответствовал пророчеству, гласящему, что они должны основать свой новый дом на этом месте. Эта картина — орел, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге. Ацтеки построили город Теночтитлан, большой искусственный остров, являющийся ныне центром Мехико.

Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак, местное население считало их самой нецивилизованной группой, но ацтеки решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией теотиуаканов). Для ацтеков тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды ацтеков отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля (Кецалькоатль, Quetzalcoatl) с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами.

Так как ацтеки переняли и совместили некоторые традиции со своими собственными, у них были мифы о сотворении мира; один из них описывает четыре великих эпохи до нашей эры, каждая из которых закончилась вселенской катастрофой. Наша эра — Науи-Оллин (Nahui-Ollin), пятая эпоха, или пятое сотворение, — избежала разрушения из-за жертвоприношения бога Нанауатля, что значит «весь в ранах» (самый малый и смиренный бог, который превратился в солнце). Этот миф связан с древним городом Теотиуаканом, который уже был покинут и заброшен в те времена, когда в долину современного Мехико пришли ацтеки.

Другой миф описывает Землю как создание двух богов-близнецов — Тескатлипоки (Tezcatlipoca) и Кетцалькоатля (Кецалькоатль, Quetzalcoatl). Тескатлипока потерял свою стопу при создании мира, и все изображения этих богов показывают его без стопы и с обнажённой костью. В некоторых разновидностях культа Кетцалькоатля также называют белым Тескатлипокой.

Империя

Ацтекская империя не аналогична империям европейской истории. Как и большинство европейских империй, она была этнически очень разнообразна; но, в отличие от европейских империй, это была в большей степени единая система сбора дани, а не единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки в областях ацтеков показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Возможной причиной этого является рост торговли из-за хороших дорог и связи, и то, что дань собиралась с обширного пространства. Только высшие слои общества испытывали финансовые трудности, но только поначалу. Существовала торговля даже теми товарами, которые производились в местном масштабе. Была торговля даже с вражескими городами. Народ пурепеча (Purépecha), единственный народ, одержавший победу над ацтеками, был главным источником медных топоров.

Основным вкладом правления ацтеков была система коммуникаций между завоеванными городами. В Мезоамерике не было животных для осуществления перевозок, не было и колесных транспортных средств, так что дороги были сделаны для передвижения пешком. Обычно эти дороги являлись частью дани; и существовали места, где путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку. Также по этим путям постоянно ходили гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Империя ацтеков породила самый крупный демографический взрыв в Месоамерике: население увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

Самого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором (The Aztec Emperor). С языка науатль титул Уэй Тлатоани (Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке (tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Уэй Тлатоани постепенно получал все больше власти с подъемом Теночтитлана. Ко времени Ауицотля аналогом титула был «император», но, как и в Священной Римской Империи, титул не передавался по наследству.

Бо́льшую часть времени империю возглавлял один человек по имени Тлакаелель (Tlahcaélel, с науатль, «отважное сердце»), жившего с 1397 по 1487. Хоть у него и была возможность быть тлатоани (tlahtoani), он предпочтитал оставаться позади трона. Он был племянником тлатоани Ицкоатля (Itzcoatl), и братом Чимальпопоки (Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (Motecuhzoma Ilhuicamina), его титул был «Сиуакоатль» (Cihuacóatl, в честь богини, эквивалент советника), но, как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаелель, осуществлялось как можно скорее». Он создал новую структуру правительства, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы и переписал в новой форме историю ацтеков. Кроме того, Тлакаелель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. Этим Тлакаелель создал общую осведомленность ацтеками своей истории. Также он создал учреждение ритуальной войны, чтобы иметь тренированных воинов, и установил необходимость постоянных жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Позже, правда, эти установления помогли пасть ацтекской империи, когда пришел Кортес.

Ацтекское общество

Структура классов

Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса; масеуалли (macehualli, люди), или крестьянство, и пилли (pilli), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал передаваться по наследству. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами, и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверо или пятеро пленников, его называли текиуа (tequiua), и он мог получить ранг рыцаря Орла или Ягуара, что можно перевести как «капитан», позже он мог получить ранг тлакатеккатль (tlacateccatl) или тлачочкалли (tlachochcalli). Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (iyac). Если после прошествия определенного времени — обычно трех битв — они не могли взять пленника, они становились масеуалли (macehualli); считалось позором быть воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных; однако кто-то мог предпочесть стать масеуалли.

Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (pochtecatl), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие подарки.

В поздние годы империи понятие масеуалли изменилось. Эдуардо Ногера подсчитал, что только 20% населения занималось сельским хозяйством и производством продовольственных товаров. Система хозяйствования, называемая чинампа (chinampa), была очень эффективна, она могла обеспечить продовольствием около 190,000 жителей. Также значительное количество продовольствия получалось в виде дани и благодаря торговле. Ацтеки были не только завоевателями, но и умелыми ремесленниками и предприимчивыми торговцами. Позже большинство масеуалли посвятили себя искусству и ремеслам, их работы были важным источником прибыли для города.

Раскопки некоторых ацтекских городов показывают, что большинство предметов роскоши было произведено в Теночтитлане. Необходимо больше исследований, чтобы установить, верно ли это для остальных районов; но если торговля была так важна для ацтекского хозяйства, как это представляется, это может объяснить возвышение почтека как влиятельного класса.

Рабство

Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Во-первых, рабство было личным, не передаваемым по наследству, дети раба были свободны. У раба могла быть личная собственность и даже собственные рабы. Рабы могли купить свою свободу, и рабы могли быть освобождены, если они были способны показать, что с ними жестоко обращались, или у них были дети от хозяев, или они были замужем за своими владельцами.

Обычно при смерти владельца рабы, совершившие выдающуюся работу, освобождались. Остальные рабы передавались как часть наследства.

Другой весьма поразительный способ освобождения раба был описан Мануэлем Ороско и Берра (исп. Manuel Orozco y Berra): если на базаре раб мог избежать пристального наблюдения хозяина, выбежать за стены рынка и наступить на человеческие экскременты, он мог представить свое дело судьям, которые освобождали его. Затем бывшего раба мыли, давали ему или ей новую одежду (чтобы он или она не носили одежду, принадлежащую бывшему хозяину), и объявляли свободным. А поскольку, в полную противоположность порядкам в европейских колониях, человека могли объявить рабом, если он пытался предотвратить побег раба (если только он не был родственником хозяина), никто не пытался помогать владельцу раба.

Ороско и Берра также пишет, что раба нельзя было продать без его собственного согласия, кроме случаев, когда раба власти классифицировали как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению). Непослушных рабов заставляли носить деревянные шейные кандалы с обручами сзади. Кандалы были не просто знаком вины; их устройство усложняло побег сквозь толпу или узкие пространства.

При покупке закованного в кандалы раба покупателю сообщали, сколько раз этого раба перепродавали. Раба, проданного четырежды как непослушного, могли продать на жертвоприношение; такие рабы продавались за более высокую цену.

Однако если закованный раб добивался представления в королевском дворце или храме, он получал свободу.

Ацтек мог стать рабом в качестве наказания. Приговоренного к смерти убийцу могли отдать в рабы вдове убитого по её желанию. Отец мог продать своего сына в рабство, если власть объявляла сына непослушным. Должников, не платящих долги, также могли продать в качестве рабов.

Кроме того, ацтеки могли продавать как рабов сами себя. Они могли оставаться свободными достаточно долго, чтобы насладиться ценою своей свободы, — около года, — после чего шли к новому хозяину. Обычно это было уделом игроков и старых «ауини» (ahuini) — куртизанок или проституток.

Мотолини́а пишет, что с некоторыми пленными, будущими жертвами жертвоприношений, обращались как с рабами по всем правилам ацтекского рабства до их жертвоприношения; но неясно, как предупреждали их побег.

Развлечения и игры

Несмотря на то, что можно было пить пульке (pulque), сброженный напиток с содержанием алкоголя, как у пива, ацтекам запрещалось напиваться до достижения шестидесятилетнего возраста; нарушение этого запрета каралось смертью.

Как и в современной Мексике, ацтеки были страстными игроками в мяч, но в их случае это был тлачтли (tlachtli), ацтекский вариант древней мезоамериканской игры улама. В эту игру играли цельным резиновым мячом размером с человеческую голову. Мяч называли «олли» (olli), откуда происходит испанское «уле» (исп. hule), означающее резину.

В ацтекских городах обычно были два специальных комплекса для этой игры. Игроки могли бить по мячу бедрами; целью игры было пробросить мяч сквозь каменное кольцо. Удачливому игроку, умудрявшемуся это сделать, давалось право забрать одеяла публики, поэтому победа сопровождалась беготней публики с криками и смехом. Люди делали ставки на результаты игры. Бедняки могли ставить свою еду, пилли могли ставить свои богатства, текутли (tecutli, собственники) могли поставить на кон своих наложниц или даже города, а те, у кого ничего не было, ставили свою свободу и рисковали стать рабами.

Ритуальная игра в мяч оканчивалась жертвоприношением лучшего игрока или капитана команды победителей.

Обучение

До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовал устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли (huehuetlatolli) («пословицы стариков»), которое передавало морально-этические идеалы ацтеков. Существовали реплики и поговорки на каждый случай; были слова для приветствия рождения ребенка и слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям быть очень привлекательными, но не использовать косметику, поскольку они бы выглядели как ауиани (ahuiani). Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми.

Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли (tepochсalli) обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмекак (calmecaс), куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров (тлактоков), жрецов, ученых/учителей (tlatimini) и писцов (tlacuilo). Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в телпочкалли, боевым искусствам.

Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения — холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускание шипами и испытания на выносливость — с целью формировать мужественный народ.

Информация о том, была ли школа кальмекак предназначена только для сыновей и дочерей пилли, противоречива; некоторые источники говорят, что они могли выбирать, где будут обучаться. Вполне возможно, что обычный народ предпочитал тепочкалли, так как воину было легче возвышаться, используя свои воинские способности; образование жреца или тлакуило (tlacuilo) не давало быстрого карьерного роста.

Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать или писать.

Также существовали две альтернативы для тех, у кого были способности. Одних отправляли в дом песен и танцев, а других — для игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.

Питание

Ацтеки создали искусственные острова, или чинампа, на озере Тескоко; на этих островах выращивали зерновые и садовые культуры. Основными продуктами питания ацтеков были маис (кукуруза), бобы и тыквенные. Чинампа были очень эффективны и давали до семи урожаев в год, на основе текущих урожаев чинампа было подсчитано, что 1 гектар чинампа может прокормить 20 человек, а с 9,000 гектаров чинампа собирали продовольствия на 180,000 человек.

Много говорилось о недостатке белков в питании ацтеков как доводе в поддержку теории существования у них каннибализма, но эти утверждения малодоказательны: сочетание маиса и бобов дает необходимую норму важнейших аминокислот, что снимает проблему недостатка белков. Ацтеки выращивали множество разнообразных сортов кукурузы с широким рядом аминокислот; кроме того, они выращивали амарант, в зернах которого содержится много белка. Более того, у ацтеков было большое разнообразие другой пищи: они ловили акоцилов, маленьких креветок, изобилующих в озере Тескоко, собирали спиралевидные водоросли, богатые флавопротеинами, которые использовались в разных видах выпечки; также они употребляли в пищу насекомых: сверчков, червей, муравьев и личинок. В насекомых содержится больше белков, чем в мясе, и по сей день они являются деликатесами в некоторых районах Мексики. Также у ацтеков были домашние животные вроде индейки (guajolote) и порода мясных собак (itzcuintli), хотя обычно мясо этих животных предназначалось для особых случаев — ситуаций выражения благодарности и уважения. Ещё одним источником мяса была охота — лани, дикие свиньи, утки…

Исследование Монтеналло показало, что средняя продолжительность жизни мезоамериканцев составляла 37 лет (± 3 года).

Ацтеки широко использовали агаву (магей), из нее получали еду, сахар, напитки (пульке) и нити для веревок и одежды. Хлопок и драгоценности были только у элиты. Зерна какао использовали в качестве денег. Подчинённые города выплачивали ежегодную дань в виде предметов роскоши (например, перьев и богато украшенных костюмов).

После испанского завоевания некоторая пища, — например, амарант, — была запрещена, что привело к сокращению пищевого рациона и хроническому недоеданию населения.

Жертвоприношения

Для европейских христиан самой поразительной особенностью ацтеков были человеческие жертвоприношения. В Мезоамерике и Южной Америке во времена ацтекского государства жертвоприношения были широко распространенным явлением; однако ацтеки практиковали их в чрезвычайно большом масштабе, принося в жертву людей в каждый из 18 праздников своего священного календаря.

Следует заметить, что не всегда в жертву приносился человек. Большинство культур Мезоамерики совершали определенный тип приношений; частым было приношение животных, для чего ацтеки разводили особую породу собак. Также жертвовали определенными вещами: их ломали и приносили богам. Культ Кетцалькоатля требовал жертвоприношения бабочек и колибри. Практиковалось и самопожертвование, люди во время специальных церемоний наносили себе раны, совершали ритуальные кровопускания, кроме того, носили специальные шипы, постоянно ранящие тело. Кровь занимала центральное место в культурах Мезоамерики; в одном из мифов о сотворении мира Кетцалькоатль жертвовал кровью из своего полового члена, чтобы дать жизнь человечеству. Также есть несколько мифов, где боги науа жертвуют кровью, чтобы помочь человечеству. В мифе о Пятом Солнце все боги жертвуют собой, чтобы люди могли жить.

Все это готовило людей к высшему пожертвованию — человеческому. Обычно в процессе жертвоприношения кожу жертвы красили синим мелом (цвет жертвоприношения); затем жертву приводили на верхнюю площадку огромной пирамиды. Здесь жертву укладывали на каменную плиту, живот жертвы разрезали ритуальным ножом (обсидиановым ножом сложно раскрыть грудную клетку), после чего сердце жертвы вынимали и поднимали вверх, к Солнцу. Сердце клали в чашу, удерживаемую статуей, а тело сбрасывали на лестницу, откуда его утаскивали. Жертвоприношение считалось (и, как правило, было) добровольным, но не в случаях с пленными; если веры было недостаточно, могли использоваться наркотики. Потом от частей тела избавлялись различными способами: внутренности скармливали животным, череп полировали и выставляли на показ в цомпантли (tzompantli), а остальное либо сжигалось, либо разрубалось на мелкие кусочки и предлагалось в качестве подарка важным людям. Недавние свидетельства (2005 г.) указывают на удаление мускулов и кожи у части обнаруженных в крупном храмовом здании останков.

Существовали и другие типы человеческих жертвоприношений, в том числе и пытки. В жертву стреляли стрелами, сжигали или топили. Ацтеки описывают, что для сооружения главного храма они принесли в жертву около 84,400 пленников за четыре дня. Неясно, как город с населением в 120,000 жителей мог поймать, вместить и избавиться от такого числа пленников, особенно если еще учесть то, что Ауицотль приносил их в жертву собственноручно. Это равняется 17 жертвоприношениям в минуту в течение четырех дней. Некоторые ученые считают, что количество жертв не могло превышать 3,000 и что количество смертей было завышено из-за военной пропаганды.

Другие цифры взяты у Берналя Диаса дель Кастильо (Bernal Díaz del Castillo), испанского солдата, писавшего свои отчеты в течение 50 лет после завоевания. При описании цомпантли, места с черепами жертв, он насчитывает около 100,000 черепов. Однако для вмещения такого количества черепов цомпантли должен был бы иметь в длину несколько километров вместо описанных 30 метров. Современные реконструкции подсчитывают от 600 до 1200 черепов. Точно так же Диас заявлял, что в цомпантли Тлальтелолько, столь же важного, как и в Теночтитлане, было 60,000 черепов. Согласно книге Вильяма Аренса (William Arens), при раскопках было найдено 300 черепов.

Бернардино де Саагун, Хуан Баутиста де Помар и Мотолини́а (Bernardino de Sahagún, Juan Bautista de Pomar, Motolinía) говорят, что у ацтеков было 18 праздников каждый год. Мотолини́а и Помар ясно заявляют, что жертвоприношения делались только в эти праздники. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодых девушек топили для Шилонена (Xilonen), болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку (Tlaloc), говорящих на науатль пленников жертвовали Уицилопочтли (Huitzilopochtli), а ацтека-добровольца — Тескатлипоке (Tezcatlipoca).

Не все жертвоприношения делались у Главного храма (Templo Mayor); некоторые совершались на Cerro del Peñón, островке озера Тескоко. Согласно ацтекскому источнику, в месяц Тлакаксипеуплицтли 34 пленника было принесено в жертву в гладиаторском бою богу Шипе-Тотеку (Xipe Totec). Большое число жертвовалось Уицилопочтли в месяц панкецалицтли (Panquetzaliztli). Это приравнивается к 300-600 жертвам в год, хотя Марвин Харрис (Marvin Harris) увеличивает эту цифру в 20 раз, считая, что жертвоприношения совершались во всех частях (кальпулли, calpulli) города. Общего согласия по поводу реальных цифр нет.

Ацтеки вели так называемые «цветочные войны» (guerras floridas) — специальные набеги для захвата пленников для совершения жертвоприношений, называемых ими нештлауалли (некстлауалли, nextlaualli), — это была своего рода «долговая плата богам», чтобы солнце могло светить в течение следующего 52-летнего цикла. Человеческие душа-сердце и душа-кровь необходимы, чтобы мир не разрушился — эта идея лежала в основе практики захвата людей на подчинённых землях, причём населению было предписано встречать воинов с цветами в руках (одна из причин, давших имя "цветочным войнам").

Неизвестно, совершались ли жертвоприношения до того, как ацтеки пришли в долину Анауак, или же они впитали этот обычай так же, как приобрели и впитали многие другие обычаи и культуры. Первое описанное ими жертвоприношение было посвящено Ксип Тотеку, божеству северной Мезоамерики. Летописи ацтеков описывают, что человеческое жертвоприношение началось как установление 1484 года во время правления Тисока (Tizoc). Во времена правления Тлакаелеля человеческое жертвоприношение стало неотъемлемой частью культуры ацтеков, - не только по религиозным, но и по политическим причинам.

Когда Кортес прибыл в Теночтитлан, он запретил человеческие жертвоприношения, поэтому испанцы не видели жертвоприношений в городе.

Не сохранилось никаких изображений человеческих жертвоприношений времени непосредственно перед приходом Кортеса, все известные изображения были нарисованы через несколько лет после начала Конкисты, хотя причиной этого может быть уничтожение испанцами ацтекских летописей.

Между тем, что было написано на эту тему, и тем, что известно достоверно, существует большое расхождение.

Каннибализм

В то время как общепринято известно, что ацтеки совершали человеческие жертвы, существует мало научного согласия в вопросе о существовании у них каннибализма и о том, в какой степени. Марвин Харрис, с одной стороны заявляет, что мясо жертв было частью рациона высших классов в качестве награды, потому что питание ацтеков включало мало белков. Согласно ему, хозяйство ацтеков не могло прокарливать их как рабов, поэтому ряды пленников были «ходячим мясом». С другой стороны, Вильям Аренс сомневается в существовании каннибализма ацтеков вообще.

Несмотря на соглашение многих историков о существовании ритуального каннибализма, связанного с человеческими жертвоприношениями, большинство не поддерживают тезис Харриса о том, что человеческое мясо составляло значительную часть рациона ацтеков.

Существует мало информации касательно каннибализма ацтеков. Есть лишь пять сообщений о каннибализме со времени завоевания, при этом ни одно из них не говорит о широком ритуальном каннибализме, и только одно — летопись Рамиреза — двусмысленно связывает каннибализм с ритуальными жертвоприношениями. Характерные сообщения о каннибализме ацтеков:

  • Кортес пишет в одном из писем, что его солдаты поймали ацтека, поджаривавшего младенца на завтрак.
  • Гомарра пишет, что во время взятия Теночтитлана испанцы предложили ацтекам сдаться, поскольку у них (ацтеков) не было еды. Ацтеки предложили испанцам атаковать, чтобы потом быть взятыми в плен и съеденными.
  • В книгах Бернардино де Саагуна есть иллюстрация, показывающая ацтека, поджариваемого неизвестным племенем. Подпись под иллюстрацией гласит, что такова была одна из опасностей, угрожавших ацтекским торговцам.
  • В летописи Рамиреса, написанной ацтеками после завоевания латинским алфавитом, написано, что по окончании жертвоприношения мясо ладоней жертвы отдавалось в качестве дара воину, захватившему её. Согласно летописи, мясо предполагалось есть, но фактически его заменяли индейкой.
  • В своей книге Хуан Баутиста де Помар заявляет, что после жертвоприношения тело жертвы отдавали воину, захватившему жертву, и затем воин варил его, чтобы его можно было разрезать на мелкие кусочки мяса, с тем, чтобы затем давать их как дар важным людям в обмен на подарки и рабов; но это мясо редко употребляли в пищу, так как считали, что в нем не было ценности; его заменяли индейкой или попросту выбрасывали.

Недавние археологические находки тел (2005 г.) в подвалах ацтекских храмов показывают у них разрезы, означающие удаление мускулов. Однако такие разрезы есть не у всех тел.

Поэзия

Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных в эпоху Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Нецауалькойотль (Несауалькойотль, Netzahualcóyotl) и Куакуацин (Cuacuatzin). Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатль, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, не зависимые от «официального» мировоззрения.

В подвальном этаже Великого Храма (Templo Mayor) находился «Дом орлов» (см. также «Дом ягуаров»),[2] где в мирное время лидеры ацтеков могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах (teponaztli). Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов — «жизнь — реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.

Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль, но был воспитан как христианин, — и стихи своего деда записал латинскими символами.

Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры — представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.

Ссылки

Примечания

  1. По легендам, Ацтлан располагался в родных пещерах по ту сторону долгой дороги во тьме и холоде. По некоторым сведениям, речь идёт об островах у берегов современного мексиканского штата Найарит.
  2. «Орлы» и «Ягуары» — воинские формирования, наподобие братств.

 

Видео:

Люди Солнца: майя, ацтеки, инки
"Люди Солнца: майя, ацтеки, инки" (Франция, 2007 год). В XV веке европейцы открыли Америку. Они назвали континент Новый Свет. Однако новым он был только для ...
Как создавались империи. Ацтеки
Потрясенные красотой столицы ацтеков, европейцы называли ее "Венецией Нового света". Акведуки, дворцы, пирамиды и храмы прославляли богов и свидетельствовали...
Ацтеки. Великие и ужасные. Программа "Час истины"
"Ацтеки. Великие и ужасные". Программа "Час истины" № 215 Участники программы: Гуляев Валерий Иванович, доктор исторических наук; Беляев Дмитрий Дмитриевич, ...
Тайны прошлого 2 Ацтеки. Жертвоприношения и наука
Документальные фильмы http://dok.real-tube.com/ Группа ВКонтакте http://vk.com/dokonline.
Утраченные сокровища древнего мира. Ацтеки и майя
Когда Кортес со своей небольшой армией высадился в Мексике, они были потрясены тем, что увидели. Они открыли великую ацтекскую цивилизацию, которая простирал...
Времена и войны: Ацтеки
Участие в войне считалось для ацтеков высшим счастьем. Ведение войны преследовало не цель обогащения, а служение богам. Почитание бога заключалось в принесен...
Ацтеки История кровавой цивилизации
Командная игра 2х2: Россия Ацтеки vs Нидерланды Сиам #1. Sid Meier's Civilization: Brave New World
Первая записанная игра на новом компьютере с помощью ShadowPlay в разрешении 1920х1080 с 30 кадров в секунду. Разбита на две серии. Первая серия загружалась ...
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home