Дедовщина

Дедовщи́на — социальное явление, характерное для закрытых организаций с жесткой иерархической структурой.

Заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным, формальным. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, психо-физиологическими особенностями, национальной принадлежностью и т. п.). При этом дедовщина является вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии, взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и др.).

Содержание

Сущность явления

Сам термин родился в Советской Армии, где он обозначает неуставные отношения между военнослужащими. Неформальная иерархия среди солдат и сержантов срочной службы включает категории, определяющиеся пройденным сроком службы. Наивысшим статусом обладают «деды» или «дембеля» — солдаты, служащие последние полгода. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления. Ниже по статусу те, кто прослужил более полугода, но ещё не дослужился до «деда». На самом нижнем уровне иерархии находятся новобранцы, прослужившие менее полугода. Солдат, относящихся к второй и третьей категории, могут именовать «фазаны», «черпаки», «салабоны», «чекисты», «слоны» и т. п. (значение терминов может варьироваться от одной воинской части к другой).

Характер дедовщины может быть очень разным. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. Считается, что дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и высокого уровня самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других — ответные действия новобранцев. Известны случаи, когда новобранец, впервые заступивший в караул с боевым оружием, немедленно расстреливал своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались.

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата, но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». Известны также этническая дедовщина, дедовщина в женских общежитиях и др.

При достаточно значительном распространении в СССР, в войсковых подразделениях РФ и в армиях стран-участников СНГ дедовщина представляет собой многоуровневое социально-психологическое явление, требующее изучение со стороны экспертов различных дисциплин.

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из учреждений пенитенциарной системы. Если так, то дедовщина ведет свое начало с 1942-43 гг, — именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию. Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше.

Все перечисленные, как и другие часто называемые причины касаются только армии СССР и России, в то время как дедовщина была и остаётся обычным явлением, хотя, возможно, в менее острой форме, в армиях некоторых других государств и во многих закрытых сообществах, не имеющих ни к России, ни к армии никакого отношения. В частности, очень похожие ситуации (рукоприкладство, несправедливое распределение работы, моральные унижения) наблюдались — по крайней мере на протяжении определённого периода — в английских закрытых элитных школах. Дедовщина была характерна для армии США до перехода на контрактный принцип комплектования. В связи с этим высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более — принудительность нахождения в сообществе (в армии — служба по призыву).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии — за порядок официально отвечают офицеры, фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в сообществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции (в армии — жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца изгоем даже среди своего призыва).
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии — хозработы).
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка (в армии — офицеры отстраняются от текущей работы, перекладывая её на «дедов»).
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии — даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают).

Отражение в художественных произведениях

Дедовщина получила большой общественный резонанс в СССР в период так называемой гласности после публикации в 1987 году повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (написана в 1980). Это произведение было посвящено острым социальным проблемам в армии, до того времени находившимся под негласным табу.

В художественном фильме «ДМБ: Армейская байка» (2000) режиссёра Романа Качанова предпринята попытка комедийными средствами снять социальное напряжение, вызванное в российском обществе дедовщиной и реакцией на нее со стороны солдатских матерей. Фильмы «ДМБ-2» и «ДМБ-3» снискали у зрителя гораздо меньший успех.

Методы борьбы

Как показывает опыт других государств, дедовщина, на самом деле, может быть без больших затруднений изжита в кратчайшие сроки. Для этого достаточно сделать совсем немного.

  1. Повысить открытость сообщества, дать возможность общаться с «внешним миром» и проводить максимально возможную часть свободного времени вне сообщества. В армии, например, при устранении казарменности (дать солдату возможность ночевать и проводить выходные вне части) число случаев дедовщины значительно снижается. В этом отношении имеется положительный опыт в армии Израиля, где, несмотря на большое число выходцев из СССР и России, дедовщина практически отсутствует.
  2. Внутри сообщества обеспечить жёсткий контроль за соблюдением писаных правил с немедленной реакцией на любые проявления насилия. Решению этой задачи в армиях других государств помогает наличие отдельного института военной полиции, неподконтрольной командованию частей, а потому незаинтересованной в сокрытии преступлений. Кроме того, систему оценки деятельности командиров частей необходимо изменить таким образом, чтобы взыскание за сокрытие фактов дедовщины в подразделении было существенно более серьёзным, чем за сами эти факты.
  3. Активно пропагандировать в сообществе отношение к дедовщине не как к «внутренней проблеме», а как к преступлению, и, соответственно, разъяснять правильность и необходимость обращения членов сообщества в органы охраны правопорядка при любом нарушении их законных прав и интересов.
  4. По опыту армий других государств, практически полное прекращение дедовщины наступает после перехода к добровольному принципу комплектования, но для России этот путь считается неприемлемым, по крайней мере, в полном объёме, по соображениям экономического характера.

Широко обсуждаемая «проблема дедовщины в армии России» не решается не потому, что никто не может найти мифической «таблетки от дедовщины», а потому, что на самом деле в устранении дедовщины никто, в общем, не заинтересован. Дедовщина устраивает руководство государства, потому что никаких по-настоящему серьёзных социальных последствий она не вызывает. Дедовщина беспокоит руководство армии лишь постольку, поскольку является фактором, стимулирующим уклонение от службы в армии; но армейское руководство предпочитает бороться с этим явлением не устранением дедовщины, а умолчанием о ней, ужесточением ответственности уклоняющихся и силовыми методами призыва. Дедовщина устраивает офицеров, потому что борьба с ней требует дополнительных усилий, а результатом победы станет лишь увеличение объёма работы по управлению подразделениями. Дедовщина безразлична основной массе населения, за исключением призывников и их семей, а среди последних социально-активных людей минимум, большинство либо ищет возможность избежать службы в армии, либо считает, что всё равно ничего сделать нельзя, поэтому нужно просто пойти в армию и постараться перетерпеть.

Источники

  • ДМБ-91 (документальный фильм Алексея Ханютина)

См. также

Внешние ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home