Сонатная форма

Сона́тная фо́рмамузыкальная форма, основанная на экспозиционном противопоставлении и репризном объединении музыкального материала по какому-либо признаку (как правило, тональному и тематическому). Наиболее сложная и наряду с этим гибкая среди гомофонных форм, способная отобразить действительность в многообразии, резких образных контрастах и вместе с тем в единстве, диалектических взаимопереходах противоречащих начал.

Сонатная форма закрепилась в первых частях сонатно-симфонического цикла, реже — в финалах, медленных частях и скерцо. Состоит из трёх основных разделов — экспозиции, разработки и репризы; возможны вступление и кода.

Сонатная экспозиция (в сочинениях 2-й пол. XVIII — нач. XIX вв. обычно повторяется) включает изложение и первоначальное развитие основных тем. Главная партия (ГП), содержащая ведущую музыкальную мысль — тему действенного характера в основной тональности, даёт импульс для дальнейшего движения. Неустойчивая и текучая связующая партия (СП) образует тональный переход и продолжает развитие ГП. Иногда для большего контраста СП отсутствует. Тема побочной партии (ПП) (обычно лирического характера) излагается, как правило, в доминантовой тональности. Возможны ГП и ПП на одной теме (как правило, с некоторыми изменениями) или несколько тем внутри ПП. В течении ПП всегда существует момент развития, так называемого перелома (чаще «прорыв» элементов ГП), требующий завершения и подытоживания экспозиции в заключительной партии (ЗП).

Сонатная разработка обычно состоит из трёх разделов: вступительного, основного (посвященного развитию материала) и переходного, подготавливающего репризу (как правило, с предыктом). В сонатной репризе ПП транспонируется в основную тональность, уравновешивая этим форму в целом. Иногда используется обратный порядок следования тем (ПП, ГП), образующий так называемую зеркальную репризу.

В 19 веке в репризах возможны видоизменение или трансформация тем, сближение их облика или совместное проведение (что обусловлено конкретным художественным замыслом).

Классической сонатной форме предшествовала старинная сонатная форма (18 век; произошла от старинной двухчастной формы), состоящая из двух разделов. Первый — модулирующая из основной в доминантовую тональность экспозиция с малоконтрастными, структурно незамкнутыми темами и слитной побочно-заключительной партией. Второй раздел — разработочно-репризный: начинается с развития, подобного разработке (ГП в тональности окончания экспозиции), и завершается собственно репризой — транспонированной в основную тональность ПП. Закономерности классических форм совмещаются здесь с сохранившимся от барокко принципом развёртывания.

Существует несколько разновидностей сонатных форм. В сонатной форме без разработки (как правило, в медленных частях сонатно-симфонического цикла и увертюрах) преобладает экспозиционность, темы контрастны, структурно замкнуты и не предполагают развития. В сонатных формах с эпизодом вместо разработки как раздела излагается новая тема. Сонатная форма с двойной экспозицией подчинена идее концертирования — сопоставлению солиста и оркестра. 1-я оркестровая экспозиция заканчивается в основной тональности, 2-я экспозиция (солист с оркестром) на новых или прежних темах — в доминантовой. Специфическая черта этой формы — наличие виртуозной каденции солиста перед репризой или в её конце (ЗП, кода).

Сонатная форма испытала значительную историческую эволюцию. В эпоху романтизма в ней увеличилась роль экспозиционности и контрастных сопоставлений, формы тем укрыпнились, ПП подчас превалирует над ГП. Сонатная форма романтиков нередко приближается к свободным и смешанным формам.

В XX веке сонатная форма сохранила большое значение и обогатилась новыми драматургическими решениями.

См. также


Эту статью следует викифицировать.
Пожалуйста, оформите её согласно общим правилам и указаниям.
 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home