Хьюстон, Джон

Джон Хьюстон (англ. John Huston, 5 августа 1906 — 28 августа 1987) — американский режиссёр, сценарист и актёр. Сын актёра Уолтера Хьюстона, отец актрисы Анхелики Хьюстон.

Родился в городе Невада, штат Миссури, США. С трехлетнего возраста выступал в водевилях со своим отцом. Бросил школу в 14 лет, чтобы стать боксером, и позднее выиграл любительский чемпионат Калифорнии в легком весе. В 19 лет дебютировал на сцене, но, не выдержав оседлой жизни, уехал в Мексику, где служил офицером в кавалерии. В 1930 году последовал за отцом в Голливуд, чтобы стать сценаристом.

25 сентября 1933 года Хьюстон, находясь за рулем своей машины, сбил женщину, которая скончалась от полученных травм. Босс студии "Метро-Голдвин-Майер" Луи Б. Майер заплатил около 400 000 долларов в виде взяток, чтобы замять уголовное преследование и не допустить огласки в печати. В результате Хьюстон вынужден был уехать в Европу, где зарабатывал уличным пением в Лондоне, позднее изучал живопись в Париже.

В 1938 году Хьюстон вновь попытал счастья в Голливуде, на этот раз успешно. Написал сценарии к ряду классических картин («Иезавель», 1938 и др.), трижды за два года выдвигался на премии «Оскар» как сценарист, в том числе за свой режиссерский дебют, "Мальтийский сокол" (1941). Этот фильм, снятый по детективному роману Дэшиэлла Хэмметта, продемонстрировал склонность Хьюстона к тонкой иронии и положил начало сквозной теме, проходящей через многие его последующие работы, — теме поиска, обреченного на неудачу самими участниками, универсальными и непреодолимыми дефектами человеческой природы. Картина окончательно сформировала экранный образ Хамфри Богарта и сделала его кинозвездой. Кроме того, в этом фильме сложилась одна из самых известных экранных пар старого Голливуда — Сидней Гринстрит и Питер Лорре.

После интересной, хотя и нехарактерной для него мелодрамы «В этой жизни», Хьюстон вернулся к авантюрному жанру в шпионском триллере «Через Тихий океан» (оба 1942). Призванный в армию перед съемками финальной сцены, в которой Хамфри Богарт оказывается в усадьбе, окруженной японскими солдатами, Хьюстон велел утроить количество солдат, забаррикадировать все выходы, и уехал, оставив своему преемнику записку: «Я в армии. Богарт знает, как выбраться.» Хьюстон любил розыгрыши, мужские развлечения, дружеские компании и выпивку, наложив отпечаток своего характера на большинство своих фильмов. Он был профессиональным рассказчиком и, не жертвуя стилем, опирался в своих картинах на крепкий литературный сценарий, яркий, остроумный диалог и актеров со столь же сильными индивидуальностями, как и его собственная.

Сняв во время войны ряд документальных фильмов, Хьюстон с триумфом вернулся к художественному кино лентами «Сокровище Сьерра-Мадре» («Оскары» за сценарий и режиссуру) и «Ки Ларго» (оба 1948). Триллер «Асфальтовые джунгли» (1950, номинации на «Оскар» за сценарий и режиссуру) был этапным фильмом в обращении Голливуда к реальной жизни и неприукрашенным персонажам. После сокращенной продюсерами антивоенной картины «Алый знак доблести» (1951) и вызова, брошенного Хьюстоном Комиссии по расследованию анти-американской деятельности, режиссер некоторое время работал в Англии. «Африканская королева» (1951, номинации на «Оскар» за сценарий и режиссуру) была нетрадиционным приключенческим фильмом, черпающим сюжетное напряжение не столько в опасностях войны и африканских джунглей, сколько в столкновении двух ярких противоположных индивидуальностей. Это был всего лишь третий на тот момент англоязычный фильм, снятый на натуре в Африке. Сложные обстоятельства съемки легли позднее в основу фильма Клинта Иствуда «Белый охотник, черное сердце» (1990).

Фильм «Мулен-Руж» (1952, номинации на «Оскар» за режиссуру и лучший фильм) о жизни художника Тулуз-Лотрека был визуально основан на его рисунках и яркими красками воссоздал атмосферу Монмартра в конце XIX века. Картина «Одолей дьявола» (1953) с блеском пародировала весь авантюрный жанр, экранный образ Хамфри Богарта и ряд традиционных для Хьюстона тем. «Моби Дик» (1956), снятый по роману Германа Мелвилла, был визуально стилизован под морские гравюры XIX века; вместе с оператором Освальдом Моррисом Хьюстон разработал новую технику съемки, при которой трехполосный цвет накладывался на низококонтрастное черно-белое изображение. Картину венчала захватывающая и технически виртуозная сцена схватки китобоев с белым китом. Хьюстон написал сценарий фильма в соавторстве с Рэем Брэдбери, который описал позднее их бурные взаимоотношения в автобиографическом романе «Зеленые тени, белый кит» (1992).

Продолжив работу в Голливуде с 1957 года над фильмом «Бог знает, мистер Аллисон» (номинация на «Оскар» за сценарий), Хьюстон тем не менее проводил большую часть времени в Ирландии, где занимался живописью и выращивал лошадей (позднее, в 70-е годы, он переехал в Мексику). Драма «Неприкаянные» (1961), снятая в тяжелых условиях на натуре в штате Невада, оказалась последним фильмом для обоих исполнителей главных ролей — Мэрилин Монро и Кларка Гейбла. Среди лучших последующих работ Хьюстона — изящный детектив «Список Адриана Мессенджера» (1963), сюрреалистический вестерн «Жизнь и времена судьи Роя Бина» (1972) и еще один классический приключенческий фильм, «Человек, который хотел стать царем» (1975, номинация за «Оскар» за сценарий).

Сыграв небольшие роли в ряде собственных фильмов, Хьюстон начал в 1970-е годы много сниматься у других режиссеров. Он выдвигался на «Оскар» как актер за фильм Отто Премингера «Кардинал» (1963). Среди его лучших ролей — респектабельный гангстер в фильме Романа Поланского «Китайский квартал» (1974). Хотя некоторые поздние ленты самого Хьюстона были неудачными, он достойно закончил свой творческий путь драмой «Под вулканом» (1984), пародийным гангстерским триллером «Честь семьи Прицци» (1985, номинация на «Оскар» за режиссуру) и давно задуманной, поэтичной экранизацией рассказа Джеймса Джойса «Мёртвые» (1987).

Хьюстоны стали первой голливудской династией, удостоенной «Оскаров» в трёх поколениях, причём и Уолтер Хьюстон, и Анхелика Хьюстон получили свои награды за роли, сыгранные в фильмах Джона Хьюстона.

Ссылки

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home