Манихейство

Манихейство — составленное из вавилонcко-халдейских, иудейских, христианских, иранских (зороастризм) гностических представлений синкретичекое религиозное учение перса Мани, или Манеса (род. 14 апреля 216, Мардину, Селевкия-Ктесифон, Вавилония — ум. 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников — последователей Заратустры брошенным в него камнем) периода античности. Наряду с зороастризмом и митраизмом манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий.

Учение Мани, воспринимающее точку зрения Заратустры, — это учение о борьбе света и тьмы, добра и зла. Находившееся под влиянием гностики, оно требовало от человека строжайшей воздержанности, особенно в отношении питания, половой жизни, физического труда. Поскольку Мани, как «посланник истинного Бога», стремился заменить прежнюю религию — религию Заратустры, он пал жертвой духовенства, представлявшего её. Несмотря на это, манихейство приобрело известное влияние и за пределами государства Сассанидов, а позднее — Аббасидов: на восток — вплоть до Китая, на запад — до Испании и Галлии; Августин, который позднее резко выступал против манихейства, некоторое время был его приверженцем.

Учение Мани часто считается учением двух начал, субстанций или принципов (света и тьмы), а также трех времен (эпох) — время, когда два начала были разделены, слились вместе и потом снова разделились, уже навсегда.

Содержание

Возникновение

Персидское государство тех времен находилось под ощутимым влиянием зороастризма. Но Мани, насколько известно, вырос в христианско-иудейской среде. Как и его отец, он принадлежал к племени илкесаитов.

Контакты

Еще в ранней молодости у Мани были видения. Во время своих путешествий на Восток он столкнулся с махаяна-буддизмом.

Мани увидел ограничения, имеющие место в разных религиях, которые излагались на избранных языках и были обязательством для определенных этнических групп, члены которых часто ссорились о различных догмах. Поэтому он постарался еще во время своей жизни записать принципы своей религии предельно точно, во избежание шиизмов и распостранить свое учение по всему миру.

Мани понимал себя как преемника основателей религий: Заратустры, Сиддхарты Гаутамы (Будды) и Иисуса Христа. Поэтому и религия его несла синкретический характер и содержала элементы вышеназванных религий. Философское движение гностицизма также оказало значительное вляине на учение Мани.

Во время правления Шапура I (242−273) Мани смог успешно распостранять свое учение на территории Персии. Преемник Шапура Бахрам I по требованию магов — представителей старой религии, отдал приказ об аресте Мани и последующей смертной казни.

До своей казни он миссионировал только в персидском государстве, но его последователи распространили учение на Запад в Римскую Империю и на Восток в Китай. Комбинация различных элементов привела к тому, что в Средиземноморье манихейство называли «церковью Святого Духа», а в Мани многие видели обещанного Христом параклета. В других частях мира Мани считали реинкарнацией Лао-Цзы или новым Буддой.

Впоследствии манихейство, прекратившее своё существование в Иране, благодаря своему синкретическому характеру дало целый ряд ответвлений в разных религиях, в том числе альбигойство в западном христианстве и богомильство в восточном, а сведения о почитателях Мани в Китае и самой столице страны Чанъане доходят до конца правления династии Тан. Уйгурский правитель Бугуг-хан (759780) утвердил манихейство в качестве официальной религии, и оно оставалось ей вплоть до монгольского завоевания. На Западе манихейство, начиная с IV века, стало подвергаться преследованиям, однако и здесь манихейские общины были сравнительно многочисленными. В частности, один из отцов церкви, Августин Блаженный до 387 был последователем манихейства, которое позже критиковал в своей «Исповеди».

См. также


Внешние ссылки

Неоманихейская церковь США

 
Начальная страница  » 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Home